Тиетта. 2013, N 4 (26).

сообщается, что в Аукционном доме Ленинград­ ской школы живописи по адресу: С.-Петербург, Исаакиевская пл., г-ца «Астория», зал «Анна Пав­ лова» 30 ноября 2013 г. состоялся аукцион, на кото­ ром выставлялась картина «А.Е. Ферсман на приё­ ме у С.М. Кирова в Смольном» художника А.И. Ва­ сильева (1956, холст, масло, 114 х 160 см, рис.). Стар­ товая цена 250 тыс. руб. Картина продана не была. Что можно сказать о ней? Достоверно извест­ но, что А.Е. Ферсман бывал на приёме у С.М. Ки­ рова в Смольном, и они обсуждали будущее Коль­ ского п-ова. Карты на столе - это, конечно, Хиби­ ны с первыми находками апатита. Одним сло­ вом, исторически картина достоверна. Вот только А.Е. Ферсман не похож. Если убрать подпись или, более того, вырезать фигуру из картины и рассмо­ треть отдельно - ни за что не узнать! Много сказа­ но о том, что художник имеет право на собствен­ ное решение темы. Согласен, лишь бы оно не на­ вязывалось другим. Впрочем, в этом случае оно не навязывается. Коротко о художнике. А.И. Васильев (1917-1994). Член Ленинградского отделения Со­ юза художников, участник зарубежных, всесоюз­ ных, республиканских, зональных и передвиж­ ных выставок. В 1951-1953 гг. работал в мастерской Академии художеств под руководством Б.В. Ио- гансона. В 1964-1971 гг. - в студии художников- маринистов при Центральном военно-морском музее, где выполнил ряд картин на темы Великой отечественной войны и Военно-морского флота. Работы находятся во многих музеях страны, га­ лереях и частных собраниях Японии, Франции, Америки, Германии и Сев. Кореи. Казалось бы, с этой картиной всё ясно. Но что-то не давало мне покоя и заставило пересмо­ треть биографии А.Е. Ферсмана. И точно - в кни­ ге [Александр Евгеньевич Ферсман. Жизнь и дея­ тельность. Сборник статей и воспоминаний / Ред. Д.И. Щербаков. М.: Наука, 1965. 479 с.] на с. 256 я нашёл чёрно-белую репродукцию, казалось бы, той же картины (рис.). Подпись: Ферсман у Киро­ ва в Смольном. Фотография с картины художни­ ка А.И. Васильева (масло). 1953 г. Другой год на­ писания, А.Е. Ферсман - в кресле, другая поза у С.М. Кирова, нет стула на переднем плане, на за­ днем плане - с т е н а . По-моему, на этой картине оба они более похожи на свои фотопортреты. Но где находится эта картина? Наши поиски продол­ ж аю тся . По запросу «А.Е. Ферсман на картинах» И-нет выбросил множество ссылок на картину «Вечерний вид, Москва, ул. Ферсмана, октябрь» (другое название «Осенний вечер на ул. Ферсма­ на». 2005, холст, масло, 70 х 40 см, 760 USD, рис.) современной художницы Т.В. Малюсовой [http:// hiero.ru/2232895 ]. Кто-то скажет, что А.Е. Ферсмана здесь нет, имя на прибитых к стенам домов указателях - не присутствие. Как знать, как з н а т ь . Вы были на этой улице? Она расположена в Академическом р-не Юго-западного федерального округа неда­ леко от «Академической» станции метро. Идёт от ул. Вавилова и кончается тупиком в 50 м от проспекта 60-летия Октября. Дома как дома, не особо ухоженные. Улица как улица, заставленная машинами вдоль обочин. Но взгляните на карти­ ну. Всё на ней, и сама она, устремлено вверх, к об­ лакам, наверняка бегущим к Северу. Цепляясь за тополя, по земле стелется вечерняя дымка, так похожая на хибинский туман. А в перспективе, в точке пересечения диагоналей, на третьем этаже дома в окне горит свет. Должно быть, кто-то си­ дит за рабочим столом и пишет, пишет, п иш ет . И вы будете утверждать, что в этой картине не присутствует дух А.Е. Ферсмана?! Войтеховский Ю.Л., д.г.-м.н., проф., Апатиты 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz