Тиетта. 2013, N 4 (26).

картины, запечатлевшие А.Е. Ферсмана в типич­ ной, как представляется, обстановке. Картина «С.М. Киров в Хибиногорске» (дру­ гое название «С.М. Киров в Хибинах», рис.) ху­ дожника В.Ф. Фёдорова написана в 1937 г. и впер­ вые репродуцирована в журнале «Творчество» № 6 за 1938 г. Вероятно, именно этим обусловле­ на её широкая известность и путаница в датах на­ писания (1938). Художник достоверно схватил си­ туацию. Действительно, тогда в Хибинах езди­ ли на лошадях, обувались в валенки, носили ту­ лупы. А.Е. Ферсман активно жестикулирует, что выражает кипучую натуру. С.М. Киров держит в руках бинокль, значит, обозревает окрестности, пытаясь охватить сразу две - географическую и историческую, по А.Е. Ферсману - перспективы. К сожалению, не узнаваем третий участник сове­ щания, судя по всему - ответственный работник. В.И. Кондриков? Не похож. В левой части кар­ тины просматриваются несколько зданий посре­ ди снежной целины. Не «Тиетта» ли? В этом на­ правлении историкам надо поработать. Худо­ жественные достоинства картины предоставляю оценить профессионалам. По-моему, выполне­ но довольно хорошо. Люди, лошади и снежная хмарь - всё достоверно. Композиционные и коло­ ристические изыски не затмевают историческое содержание, что тоже в аж н о . Несколько слов о художнике. В.Ф. Фёдоров ро­ дился 18 февраля 1894 г. в дер. Гадово Островского уезда Псковской губ. в крестьянской семье. После окончания сельской школы и Псковской учитель­ ской семинарии в 1914-1916 гг. заведовал учили­ щем в Псковской губ. Посещал курсы рисования в художественно-ремесленной школе. Участво­ вал в I мировой войне чертёжником-топографом в штабе 74-й дивизии на австро-венгерском фрон­ те. В 1919-1920 гг. служил в Красной Армии в Тур­ кестане. В 1922 г. поступил в ленинградский ВХУ­ ТЕМАС, занимался у А.А. Рылова и А.И. Вахроме­ ева. В 1926 г. окончил институт. Участник выставок с 1927 г. Писал жанровые и батальные картины, портреты. Большая часть творчества посвящена работе над образами А.С. Пушкина и С.М. Киро­ ва. Основные произведения приобретены музея­ ми, публиковались в печати массовыми тиражами. После начала Великой Отечественной войны оста­ вался в Ленинграде, выпускал агитплакаты. Умер 19 февраля 1942 г. Похоронен на Волковом клад­ бище. Произведения находятся в Государственном Русском и других музеях Петербурга, Москвы, Ека­ теринбурга, Пушкина и других городов. А вот другая картина, которую автор случай­ но нашёл на просторах И-нета [http://len-sovet. com/auctions/17/1498/; http://len-sovet.com/arkhiv- auktsionov/auc10.php?SECTION_ID=17]. На сайтах 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz