Тиетта. 2013, N 4 (26).
за путём его сжигания незадолго до того, в 1772 г. Есть сведения, что горение алмаза в сильном пла мени было известно ювелирам и ранее (рис., исто рический алмаз «Шах»). «Сверх того можно хрустали подкрашивать и искусством, как то Валлерий из Нериева описа ния о стеклянном деле гл. 74 и из Поттиевого со чинения о оперменте следующим образом объ я вл я е т . От раствора подсолнечникова сока, сме шанного с шафраном, бывает зелёным, подобный изумрудовым флюсам *. Впрочем, подкрашива ют также хрустали посредством мышьяка и опер- мента, смешанных в плавильном горшке, кладя хрустали сверху, и поставляя в огонь, от чего хру сталь получает разнообразные цвета **». Приме чания переводчика: «* Все сии опыты несправед ливы, ибо раскалённый хрусталь и погашенный в холодной влажности растрескивается на мелкие крохи, что несколько раз здесь в лаборатории Гор ного училища г-ном обер-бергмейстером Кара- мышевым испытано. ** И сие также ложно. Ибо, хотя таким образом хрустали и получат разные цвета, но бывают все в трещинах, что уже и Кун- кель в наблюдениях своих на Нериево стеклянное дело приметил. См.: Кункеля стеклянное искус ство, стр. 100» (с. 41-43). Вот где берёт начало раз дел экспериментальной минералогии, занятый облагораживанием ювелирных минералов (рис., друза горного хрусталя). «Особливый род хрусталей находится в Ис ландии и в некоторых местах Франции. Они со стоят из одних только ромбов и кажутся, что со ставлены из слоёв; хотя они в наималейшие ку сочки разбиваются, но всегда удерживают свой ромбовый вид, что посредством увеличительно го стекла приметить можно. Они имеют свойство каждую вещь, лежащую под ними, удвоять, что происходит от двоякого преломления лучей. Я сам сей род хрусталя никогда не видал, но думаю. что он есть род того шпата, который сие свойство имеет *». Примечание переводчика: «* Он есть не иное что, как известный шпат, описанный Крон- стетом в рудословии в 10 параграфе. На Медве жьем острове находится он нарочитыми глыба ми; да сверх того г-н обер-бергмейстер Карамы- шев опытом при своих лекциях доказал, что из всякого непрозрачного известного шпата можно сей удвояющий камень произвесть искусством. О преломлении в нём света лучей см. г-на Дуре уса диспутацию De refractione Crystalli Island, в Уп- псале 1760 года изданную» (с. 43-44). Исландский шпат (рис.) - ценное оптическое сырьё. Исправ лением природных дефектов в нём занимались многие научные коллективы, в том числе лабора тория проф. А.В. Скропышева в Ленинградском горном институте в 1960-1970-х. «По уведомлению г-на Потта, раскалённые саксонские тумпазы в темноте блестят, кое свой ство приметил я и в восточных. Думают, что тум- пазы цвет свой получают в земле от свинца *». Примечание переводчика: «* О дымных тумпазах могу я здесь сделать примечание, что они в Сиби ри в золотых рудокопиях находятся, что при Бе- рёзовском заводе в Соймоновом руднике особли во наблюдено, в коем, однако, никакой свинцо вой руды не примечено. Около Мурзинской сло боды находят также тумпазы и другие хрусталь ные цветные породы; не должно ли бы искусно му рудокопу попытаться здесь, и не найдёт ли он чего-нибудь тут благороднее хрусталловатой гор ной породы?» (с. 52). Достойно похвалы, что при всяком удобном случае переводчик критически приноравливает оригинальный текст к россий ским реалиям того времени, в данном случае - к мурзинским топазам (рис.). «Цвет венисы вообще не столь приятен и ярок бывает, как в красных яхонтах. Сырые венисы находятся в многообразных видах. Валлерий счис- 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz