Тиетта. 2013, N 4 (26).
врачебными средствами никакого преимущества не им ею т . Сии суть наиважнейшие причины, по будившие меня издать сие небольшое сочинение». Проследим именно этот - критический - аспект русского перевода, чтобы как-то акцентировать рассмотрение. С точки зрения истории минерало гии книга настолько интересна, что побуждает ци тировать её страницами, главами, целиком . «Что касается до новейших писателей, то я не знаю, кто бы из них особое издал сочинение о дра гоценных камнях, которое бы по большей части на натуральной истории основано было. А хотя неко торые о сих камнях в сочинениях своих и упомина ли, но оные ссылаются часто на баснословные по ложения древних; другие ж, имея особливую свою цель, описывали камни сии только вкратце, рас полагая их несправедливо в расписании оных по классам» (предисловие, с. 3). Здесь автор заостряет вопрос о классификации драгоценных минералов, предлагая их разделение на «кварцоватые, метал- лические и известковатые» и далее по блеску, ха рактеру излома, прозрачности, ц в е т у . Проблема рационального представления си стемы минералов проходит красной нитью че рез историю минералогии (Берцелиус, 1814-1824; Дэна и др., 1837, 1844, рус. 1950, 1953; Бетехтин, 1950; Костов, болг. 1950, 1957, рус. 1971, 1993; По варенных, 1966; Strunz, 1978; Годовиков, 1979, 1983; Семёнов, 1981, 1991; Херблат, Клейн, 1982; Берри и др., 1987; Clark, 1993; Bokij et al., 1994, рус. 1997; Bulakh et al., 1995; Anthony et al., 1997; Gaines et al. 1997). Поразительно, что на протяжении более двух веков речь идёт (не только в минералогии, но и во всём естествознании) именно о классифика циях, построенных на том или ином (рефлексив ном, симметричном и транзитивном) отношении эквивалентности. Различные свойства объектов используются для последовательного дробления классов. Между тем, их можно использовать для представления системы минералов как простран ства толерантности на некотором (рефлексивном, симметричном, но не транзитивном) отношении толерантности (частичного сходства). Ещё далее видится её представление как структуры. Клас сификации - первый логический шаг в понима нии минерального мира, требующий шага второ го, третьего . «Алмаз по-гречески и по-латыни называется adamas, что, по мнению некоторых, значит неукро тимый или непобедимый. Сие наименование чая- тельно происходит от баснословия, якобы алмаз ни молотом, ниже другою какою силою раздробить не можно. Он имеет известное между всеми знатными камнями преимущество. Он есть прозрачнейший, твердейший и, в рассуждении других, тяжелейший камень. От огнива издаёт искры и режет стекло. В сильном огне мало изменяется *». Примечание переводчика: «* Новейшие опыты сему противо речат, ибо он в сильном огне действительно исче зает и улетает на воздух. Г-н обер-бергмейстер Ка- рамышев в лаборатории его превосходительства Карла Фёдоровича Круза в присутствии некото рых любопытных мужей в четверть часа сжёг три алмаза нарочитой величины» (с. 6-7). Замечу, что А.Л. Лавуазье установил химический состав алма 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz