Тиетта. 2013, N 4 (26).

Хибиногорский горно-химический техникум и фабрично­ заводское училище. Здесь проходила I Полярная конфе­ ренция. 1932 г. Khibinogorsk Mining-Chemical Secondary School and Plant School. Venue of I Polar Conference. 1932. химический техникум ожидает от I научной по­ лярной конференции в самом ближайшем буду­ щем максимальной помощи в отношении препо­ давательских сил по тем специальностям, в кото­ рых техникум испытывает особенно острую нуж­ ду». Просьба нашла отклик. Вскоре в технику­ ме стали преподавать известные деятели науки и производства: проф. П.Н. Чирвинский, проф. В.К. Котульский, опытные геологи Л.Б. Антонов, Б.А. Линденер, П.Н. Владимиров и другие. Была и другая проблема. Так как техникум и ФЗУ размещались в одном здании, то места не хватало. В конце одного из заседаний I Полярной конференции А.Е. Ферсман обратился к участни­ кам: «Завтра мы собираемся на Горной станции Академии наук, а перед этим заседанием, по ини­ циативе деятелей здешнего техникума, состоит­ ся совещание по вопросу о содействии техникуму в его насущных нуждах. Все желающие принять участие в этом совещании приглашаются к 11 ча­ сам утра на "Тиетту"». К сожалению, протоколы этого совещания не сохранились. Но можно пред­ положить, что важные решения имели место, так как 7 ноября того же года был торжественно зало­ жен фундамент нового здания техникума. А в 1936 г. в нём уже занимались студенты. Это прекрас­ ное здание любили все. Оно существовало до 1989 г. По традиции первокурсники посещали «Ком­ нату истории колледжа», где узнавали о роли А.Е. Ф ерсмана в освоении края и развитии техникума. Вот его малоизвестное обращение «К техни­ ческой молодёжи» в связи с первой годовщиной техникума. В главном оно актуально и сегодня. «Приветствую молодые силы Хибинского техни­ Здание Кировского горно-химического техникума. Под этим названием он работал с 1936 по 1989 гг. 1950-е. Building of Kirovsk Mining-Chemical Secondary School. It existed under this name from 1936 to 1989. 1950's. кума с первым годом его существования! И на по­ роге второго года его деятельности хочу высказать несколько мыслей о некоторых острых вопросах технической школы. На первое место в его рабо­ те мы должны выдвинуть одно основное положе­ ние - возможное увеличение знаний, не только понимания, но и фактического знания и накопле­ ния фактических данных. В нашей исследователь­ ской работе мы за последние годы особенно нау­ чились ценить каждый новый факт. И блестящие успехи физики и химии за последние годы объ­ ясняются не столько новыми глубокими теория­ ми, сколько каждый раз открытием нового факта, его анализом и диалектическим к нему подходом. Но факты и знание фактов даётся нелегко. В од­ них случаях оно требует настойчивости, система­ тической плановой работы. В других случаях оно даётся лишь путём тонкой и вдумчивой наблю­ дательности. В области изучения производитель­ ных сил и природы, в делах, умение заметить есть один из важнейших методов, который нужно раз­ вивать и которому нужно учиться в высшей шко­ ле. И моё пожелание молодым работникам моло­ дого техникума - побольше знания, систематиче­ ского знания, побольше наблюдательности, вдум­ чивости подхода к каждому вопросу, умения ди­ алектически к нему подойти, разобрать его на ча­ сти и сделать вывод. Будущее Хибиногорска и хи­ бинской промышленности будут зависеть от зна­ ния, наблюдательности и воли, твёрдой систем­ ной решимости довести социалистическую строй­ ку Севера до победного конца» (Хибиногорская горная станция «Тиетта» Академии наук, 26 октя­ бря 1932 г.). Салтан М.А., г. Кировск 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz