Тиетта. 2013, N 4 (26).

художников русского слова. И не представителям одной стороны человеческого знания, не натура­ листам только приуготовил он источники для на­ учной пытливости. В обстановке, богатой природ­ ными дарами, причудливыми формами и ярки­ ми красками, с незапамятных времён живёт че­ ловек с реальными духовными потребностями. Край полон документов его творческой работы за длинный ряд веков, за тысячелетия - памятников словесных и вещественных, живых и мёртвых» 3. Разве не то же можно сказать о Кольском полуо­ строве и населяющих его саамах? Художники ещё обратят внимание на его неяркие, но ни с чем не сравнимые краски. А нашего А.Е. оценят за рас­ сказы о минералах, что печатаются в «Природе». Но пора устраиваться на ночлег. Пожалуй, вон там, где ручей впадает в Вуоннемйок, есть подходящая площадка, намытая весенними пото­ ками. Уже смеркается, а утром надо первым де­ лом осмотреть аллювий в устье ручья. Всё же при­ рода здорово помогает нам, смывая в русла всё, что есть на склонах. А ручьи и реки, перемывая и сортируя этот багаж, переносят его поближе к устьям. Подходи, геолог, доставай из рюкзака свои нехитрые приборы, изучай. Всего и дел-то! Улыбнувшись нечаянной шутке, геолог глубоко вдохнул холодный воздух. На длинных переходах или крутых подъёмах его иногда не хватало - ска­ зывались последствия пережитой газовой атаки во время Первой мировой. Да и потом, после ле­ чения, были эпизоды трудных отношений с вла­ стью. Вспоминать о них не хотелось. В такие ми­ нуты помогали мысли об этой удалённой от сто­ лиц окраине, которую он полюбил всем сердцем, и конкретная работа, не оставлявшая времени для досужих воспоминаний. Ему нравилась эта по- военному организованная жизнь: чёткая поста­ новка задачи и её строгое выполнение. Дождя не было, но в горах погода неустойчи­ ва. Особенно настораживали тучи на юго-востоке, часто приносившие с Белого моря затяжные дож­ ди и липкие туманы. Опыт нескольких полевых се­ зонов в Хибинах подсказывал, что лучше подстра­ ховаться. Рюкзак тяжело осел на камни, глухо гро­ мыхнув содержимым. Поставить палатку - дело пары минут. Даже не палатку, а навес из куска брезента, который удобнее в недолгом маршру­ те. Его можно растянуть двускатной крышей меж деревьев, козырьком - от скалы или большой глы­ б ы . Форма по обстоятельствам менялась, но суть оставалась прежней - какой ни есть, а всё ж дом. У входа - костёр, дающий тепло, отгоняющий зверя и мошку, посылающий сигналы ночью - светом, днём - дымом. Вот и подходящая стойка. Криво­ вата, но лучшую здесь всё равно не найти. Растяж­ ку - за камень, камнями же прижать брезент по периметру. Вот и пламя побежало по не очень су­ хим веткам - с дровами здесь совсем п л о хо . Аккуратно уложив плоские камни, постелил плащ, под голову - свёрнутый рюкзак, постель го­ това. Поношенный, но тщательно подогнанный и зашиваемый после каждого маршрута китель из военного прошлого надёжно согревал тело. Ко­ стёр разгулялся, тепло накатывало волнами. Мно­ го ли геологу в маршруте нужно? Натружено ныла наконец-то выпрямленная спина. Взгляд скольз­ нул по мешочкам с образцами, горкой подпирав­ шим стойку. Надо бы их ещё раз просмотреть, но двигаться не хотелось. Утром, всё утром, а теперь - спать. Выспаться не даст холодный, ползущий от воды и заполняющий долину туман. Придётся ча­ сто вставать, чтобы поддерживать костёр. Завтра - долгий переход. И во что бы то ни стало нужно найти эту жилу с загадочным минералом. Последнее, что он увидел в прорезь брезента, была Полярная звезда. Ему часто снилась эта звез­ да, находящаяся на верхушке Древа жизни, под­ пирающего крышу мира, где живут души людей и животных. Вокруг неё вращаются все остальные звёзды, управляющие судьбами людей и живот­ ных здесь, на земле. Только шаманы общаются с верхним миром через орлов, вызываемых звука­ ми ритуальных бубнов. Саами боятся, что небо упадёт на землю и наступит конец мира, если осенью не принести в жертву сейду белого оленя. Только это удерживает мир в равновесии. Сей- ды - разные: природный камень или сооружение из дерева на речном берегу, вершине горы или у тропы, где саами перегоняют стада оленей; в ме­ стах, где охотятся, ловят рыбу и птицу. Эти места общения с духами опасны. Чем сильнее сейд, тем большую жертву он требует. Не можешь дать то, что он просит - стой в стороне. Не нужно трево­ жить сейд без крайней необходимости - он может 3 Марр Н.Я. Кавказ и памятники его духовной культуры. Речь, читанная в торжественном собрании Российской Академии наук 29 декабря 1911 г. Печатано по постановлению Этнологическо-историко-филологического факуль­ тета Армянского института в Москве. Перепечатано из Известий Академии наук за 1912 г. Петроград: Типография А.Ф. Дресслера (В.О., 2-я линия, д. 43), 1919. 24 с. Книга была передана акад. А.Е. Ферсманом в библиотеку только что созданной Хибинской горной станции «Тиетта», а сегодня хранится в его личном фонде в Научной библиотеке КНЦ РАН. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz