Тиетта. 2013, N 4 (26).

phische Winkeltabellen» и «Atlas der Krystallformen» (рис.) 4. Он как будто бы внял совету своего сооте­ чественника, выдающегося физика, физиолога, психолога и философа Г.Л.Ф. Гельмгольца: «Тре­ буется хорошая систематизация, чтобы не поте­ ряться безнадёжно в лабиринте учёности». Эта ве­ ликолепно проделанная систематизация привела В. Гольдшмидта к формулировке закона компли- кации символов граней. А комбинация этого зако­ на с теорией фёдоровских групп и кристаллохими­ ческим анализом Е.С. Фёдорова ещё в дорентгенов- ский период кристаллографии позволили предска­ зать многие типы кристаллических структур, пока­ зав прогностическую пользу «собирания марок». киным и И.И. Шафрановским. Отмечу лишь два специфических обстоятельства. Школа В. Гольдшмидта (впрочем, как и американская школа Ч. Пэлача) использовала гномоническую проекцию. В современных кур­ сах кристаллографии, Интернете и компьютер­ ных программах её вообще не упоминают. А зря - она даёт перспективное изображение обратной решётки кристалла. Чем выше морфологическое значение грани, выражаемое в её относительной площади, тем короче соответствующий вектор решётки и выше её ретикулярная плотность. Кро­ ме того, эта проекция - удобный инструмент для расчёта символов граней. В ней грани одной зоны Слева направо: А.Е. Ферсман (1883-1945, из архива проф. Д.П. Григорьева), В. Гольдшмидт (1853-1933), В.М. Голь­ дшмидт (1888-1947). From left to right: А.Е. Fersman (1883-1945, from D.P. Grigoriev's archive), V. Goldschmidt (1853­ 1933), V.M. Goldschmidt (1888-1947). Г.Л.Ф. Гельмгольц предложил разделять всех учёных на «практиков» и «романтиков», от­ давая предпочтение последним. А.Е. Ферсман принадлежал, безусловно, к этим последним. В институте В. Гольдшмидта он провёл кропотли­ вую работу по измерению и детальному описа­ нию форм алмазов обширной коллекции семей­ ства Гольдшмидтов. На этом этапе он, казалось бы, следовал принципам «собирания марок». Но в обсуждении результатов он проявил романти­ ческое, поэтическое восприятие мира минера­ лов. Его вклад в эту работу обозначен в книге [цит. соч., с. 47]: «Измерения, изображения проекций и рисунки кристаллов выполнены А.Е. Ферсма­ ном», за исключением двух (а всего было исследо­ вано 289 (!) мелких кристаллов общим весом 200 карат). Поясняющий текст был плодом совмест­ ного творчества обоих авторов. В изложении чув­ ствуется стиль будущего великого поэта кам­ ня. Нет нужды в детальном разборе этого выда­ ющегося сочинения. Квалифицированная оценка дана редакторами советского издания Д.С. Белян- кристалла лежат на прямой, а их линейные коор­ динаты просто связаны с координатами единич­ ной грани. Для кристаллов кубической сингонии неоднозначность выбора единичной грани исклю­ чена, все символы бесчисленных граней алмаза, найденных А.Е. Ферсманом, легко вычисляются. Ещё один важный феномен, описанный А.Е. Ферсманом, касается связи формы световых рефлексов с характером микрорельефа поверх­ ности кристалла и его общей формой (с. 59-64). Эти наблюдения затем неоднократно цитирова­ лись другими авторами. Пожалуй, единственное явление, которого не учёл А.Е. Ферсман - дифрак­ ция света на микронеровностях, дающая допол­ нительную информацию о метрике элементов рельефа. В целом, монография «Der Diamant» - непревзойдённый пример детального исследова­ ния объектов сложной формы. Можно без пре­ увеличения сказать, что это - главный памятник морфологической кристаллографии. Глазов А.И., д.г.-м.н., Санкт-Петербург 4Оба издания в идеальной сохранности есть в Фонде А.Е. Ферсмана Библиотеки КНЦ РАН. Впечатление, которое доселе (и тем более сегодня, в пору сплошной компьютеризации) испытывает минералог и кристаллограф при знакомстве с 18 томами «Atlas der Krystallformen» (9 томов - рисунки, столько же - комментарии к ним), сродни потрясению. Представление о них можно составить по книге: Российские минералы в «Atlas der Krystallformen» В. Гольдшмидта / Пер. с нем., сост. и предисловие Ю.Л. Войтеховского. СПб.: Сатисъ, 2002. 123 с. - Гл. ред. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz