Тиетта. 2013, N 4 (26).
phische Winkeltabellen» и «Atlas der Krystallformen» (рис.) 4. Он как будто бы внял совету своего сооте чественника, выдающегося физика, физиолога, психолога и философа Г.Л.Ф. Гельмгольца: «Тре буется хорошая систематизация, чтобы не поте ряться безнадёжно в лабиринте учёности». Эта ве ликолепно проделанная систематизация привела В. Гольдшмидта к формулировке закона компли- кации символов граней. А комбинация этого зако на с теорией фёдоровских групп и кристаллохими ческим анализом Е.С. Фёдорова ещё в дорентгенов- ский период кристаллографии позволили предска зать многие типы кристаллических структур, пока зав прогностическую пользу «собирания марок». киным и И.И. Шафрановским. Отмечу лишь два специфических обстоятельства. Школа В. Гольдшмидта (впрочем, как и американская школа Ч. Пэлача) использовала гномоническую проекцию. В современных кур сах кристаллографии, Интернете и компьютер ных программах её вообще не упоминают. А зря - она даёт перспективное изображение обратной решётки кристалла. Чем выше морфологическое значение грани, выражаемое в её относительной площади, тем короче соответствующий вектор решётки и выше её ретикулярная плотность. Кро ме того, эта проекция - удобный инструмент для расчёта символов граней. В ней грани одной зоны Слева направо: А.Е. Ферсман (1883-1945, из архива проф. Д.П. Григорьева), В. Гольдшмидт (1853-1933), В.М. Голь дшмидт (1888-1947). From left to right: А.Е. Fersman (1883-1945, from D.P. Grigoriev's archive), V. Goldschmidt (1853 1933), V.M. Goldschmidt (1888-1947). Г.Л.Ф. Гельмгольц предложил разделять всех учёных на «практиков» и «романтиков», от давая предпочтение последним. А.Е. Ферсман принадлежал, безусловно, к этим последним. В институте В. Гольдшмидта он провёл кропотли вую работу по измерению и детальному описа нию форм алмазов обширной коллекции семей ства Гольдшмидтов. На этом этапе он, казалось бы, следовал принципам «собирания марок». Но в обсуждении результатов он проявил романти ческое, поэтическое восприятие мира минера лов. Его вклад в эту работу обозначен в книге [цит. соч., с. 47]: «Измерения, изображения проекций и рисунки кристаллов выполнены А.Е. Ферсма ном», за исключением двух (а всего было исследо вано 289 (!) мелких кристаллов общим весом 200 карат). Поясняющий текст был плодом совмест ного творчества обоих авторов. В изложении чув ствуется стиль будущего великого поэта кам ня. Нет нужды в детальном разборе этого выда ющегося сочинения. Квалифицированная оценка дана редакторами советского издания Д.С. Белян- кристалла лежат на прямой, а их линейные коор динаты просто связаны с координатами единич ной грани. Для кристаллов кубической сингонии неоднозначность выбора единичной грани исклю чена, все символы бесчисленных граней алмаза, найденных А.Е. Ферсманом, легко вычисляются. Ещё один важный феномен, описанный А.Е. Ферсманом, касается связи формы световых рефлексов с характером микрорельефа поверх ности кристалла и его общей формой (с. 59-64). Эти наблюдения затем неоднократно цитирова лись другими авторами. Пожалуй, единственное явление, которого не учёл А.Е. Ферсман - дифрак ция света на микронеровностях, дающая допол нительную информацию о метрике элементов рельефа. В целом, монография «Der Diamant» - непревзойдённый пример детального исследова ния объектов сложной формы. Можно без пре увеличения сказать, что это - главный памятник морфологической кристаллографии. Глазов А.И., д.г.-м.н., Санкт-Петербург 4Оба издания в идеальной сохранности есть в Фонде А.Е. Ферсмана Библиотеки КНЦ РАН. Впечатление, которое доселе (и тем более сегодня, в пору сплошной компьютеризации) испытывает минералог и кристаллограф при знакомстве с 18 томами «Atlas der Krystallformen» (9 томов - рисунки, столько же - комментарии к ним), сродни потрясению. Представление о них можно составить по книге: Российские минералы в «Atlas der Krystallformen» В. Гольдшмидта / Пер. с нем., сост. и предисловие Ю.Л. Войтеховского. СПб.: Сатисъ, 2002. 123 с. - Гл. ред. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz