Тиетта. 2013, N 4 (26).

вии работы, книги, доклада непременно указать практическую сторону, таится что-то упадочное - грозное предзнаменование для такой страны, как Германия. Мы видим в научных институтах и университетах два поколения - старое с крупны­ ми авторитетами и мировыми именами, поколе­ ние иного быта и иного времени, недовольное и иногда несколько брюзжащее, а с другой сторо­ ны, поколение юное, совершенно юное, ещё толь­ ко входящее в жизнь, с новыми подходами и но­ выми исканиями. Между этими двумя крайно­ стями почти нет середины: безжалостная война выкосила целые поколения работников, и сейчас между старыми «генералами» науки и зелёною молодёжью что-то не видно того понимания, той преемственности и чёткости, которая составляла силу и значение научных школ германских уни­ верситетов» [Ферсман, 1925, с. 13-14]. Это вам ни­ чего не напоминает? А если заменить «Германия» на «Россия», «война» на «перестройка»?.. Минералогический институт (слева) и музей (справа) в Осло (тогда - Христиания). «Главные научные силы сосре­ доточены в Христиании, объединяясь почти исключительно вокруг университета, его музеев и научных институ­ тов... Здесь, наконец, группа крупнейших мировых имён в области геологии и минералогии: Брёггер и В.М. Голь­ дшмидт. Центр научной работы в последней области - это прекрасное здание из красного сиенита, свободно сто­ ящее среди полей на склоне горы. Оно закончено только в 1917 г. и о его размерах можно судить уже по тому, что длина его свыше 75 м, а в высоту расположено пять этажей, внешне маскируемых особою архитектурою окон» [Ферсман, 1925, с. 22]. Mineralogical Institute (left) and Museum (right) in Oslo (at that time - Christiania). Слева: Лестница в музее, Христиания. В центре: Минералогический музей, Копенгаген. Справа: Портрет Уссин- га. Минералогический музей, Копенгаген. «Неохотно расставался я с Копенгагеном после двух недель упорной ра­ боты в прекрасном минералогическом музее университета. Окружённый исключительною любезностью и помо­ щью, ... я понял одно из величайших достоинств научной работы Дании. Это её спокойствие, её самостоятельное планомерное развитие, создаваемое не сотнями циркуляров, которые пытаются регламентировать каждый шаг, а самым великим принципом государственного строительства - умелым выбором людей, возложением на них пол­ ной ответственности и доверием к их работе. Этого поразительного уважения к человеку науки в этой форме и в этом масштабе я больше нигде не встречал» [Ферсман, 1925, с. 20-21]. Left: Stairs in museum, Christiania. In centre: Mineralogical Museum, Copenhagen. Right: Portrait of Ussing. Mineralogical Museum, Copenhagen. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz