Тиетта. 2013, N 3 (25).

С ГЕОЛОГАМИ НА БЕЛОМ МОРЕ: РАССКАЗ ХУДОЖНИКА WITH GEOLOGISTS AT WHITE SEA: STORY OF ARTIST Artist from Apatity Yu.N. Konovalov outlines his way to art. It turns out, that in some way he has been inspired by the impressions gained during geological expeditions. ные блоки в Ленинград. Здесь художник прожил 4 года, работал столяром-станочником, учился в вечерней школе, в свободное время ловил замеча­ тельную северную рыбу в р. Умбе и Умбозере. Не отпускала и живопись: ходил по окрест­ ностям на этюды, писал маслом, в библиотеке са­ мостоятельно упорно знакомился с историей ис­ кусства. В отпусках систематически изучал со­ брание Эрмитажа - шаг за шагом, по темам, ко­ торые сам себе назначал. А работа на лесозаво­ де получалась и нравилась (всю домашнюю ме­ бель сам смастерил). В 1961 г. Ю.Н. переехал в Ки­ ровск, жил в бараке в районе нынешней Олимпий­ ской ул., работал сначала на мебельной фабрике, затем художником-оформителем в ДК горняков на 25-м км и «Металлургпрокатмонтаже», затем в КРП (Комбинат рабочего питания) и ОНТИ Дома техники ПО «Апатит» (до конца 1990-х). Тем и за­ рабатывал на жизнь. А собственное творчество - в свободное от основной работы время. Офици­ ально живописи нигде не учился, а по существу - у великих художников прошлого и товарищей по искусству. Вместе с коллегами - кировскими и апатитскими художниками, студентами Акаде­ мии художеств из Ленинграда - постоянные похо­ ды в Хибины, многочисленные горные и сельские этюды, картины, участие (с 1964 г.) в областных ху­ дожественных выставках. В 1970 г. началась новая 10-летняя поло­ са в жизни Ю.Н. Он перевёлся в художественно­ производственные мастерские Мурманского от­ деления Союза художников РСФСР. Постоянно проживая в Апатитах с 1964 г., Ю.Н. разрабатывал дизайнерские проекты для различных организа­ ций Мурманской обл., в частности, для Историко­ краеведческого музея г. Кировска. Каждый год де­ лился на два периода: зима - работа над проекта­ ми, лето - творческие отпуска и поездки. Десятки картин, участие в зональных художественных вы­ ставках в Вологде (1974) и Сыктывкаре (1978). Ле­ том 1978 г. по примеру кировской художницы В.И. Петровой [Тиетта. 2009. № 1(7)] собрался в рейс по Северному морскому пути. Но неожидан­ но его разыскал знакомый геолог из КФ АН СССР М.М. Ефимов и уговорил отправиться в экспеди­ цию на Терский берег Белого моря. Ю.Н. согла­ сился, и начались незабываемые геологические поля 1970-80-х с М.М. Ефимовым и М.Н. Богдано­ вой. Всего их было восемь: шесть - на Терском бе- Художник Ю.Н. Коновалов. Artist Yu.N. Konovalov. Художник из г. Апатиты Ю.Н. Коновалов (фото) родился в 1941 г. в Архангельской обл. чет­ вёртым ребёнком в семье. Отец, Николай Алексее­ вич, инженер-лесоустроитель, в 1937 г. был репрес­ сирован и направлен на лесоповал. В 1940 г. по «бе­ риевской амнистии» был освобождён и продол­ жил работать «вольным». К нему приехала жена с тремя детьми. Николай Алексеевич прошёл во­ йну во взводе разведки, награждён орденом Крас­ ной Звезды. В 1945 г. семья переехала в Эстонию. Здесь, в Пярну и Вильянди, прошло детство ху­ дожника. Юрий Николаевич говорит по-эстонски, уважительно относится к эстонцам (и они к нему), знает и любит эстонскую культуру, песни и хоры. В Эстонии в школьные годы Ю.Н. начал рисо­ вать - сначала карандашом, потом масляны­ ми красками. В 1957 г. отец по работе переехал в Мурманскую обл. в пос. Октябрьский (45-й км). Ю.Н. в 16-летнем возрасте первым из семьи по­ следовал за отцом. Сейчас 45-й км - умирающий посёлок с полуразвалившимися домами. А тогда в нём кипела жизнь: работал леспромхоз, лесоза­ вод, столярные цеха поставляли дверные и окон- 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz