Тиетта. 2013, N 3 (25).

бины. Об этом он рассказал в своей книге «Иду­ щий» (рис.). Путь был окольным. Поначалу он за­ ехал в Архангельск - захотел повидаться с Руной. Шёл 1933 г. Уже три года Руна находилась в север­ ной ссылке. Смелый по тем временам шаг! А по­ том он отправился в Хибиногорск к С.С. Митусову. До сих пор не ясно, почему этот великий эстет - до мозга костей человек «Мира искусства» - ока­ зался на Кольском п-ове. Борис Алексеевич охот­ но возвращался к воспоминаниям о Хибинах. По­ клонник «Старшей Эдды» и обожатель Э. Гри­ га, он воспринял их в скандинавском духе - как проявление возвышенного нордического начала. Художник ценил книги А.Е. Ферсмана. Гостя у меня, он с интересом рассматривал мою скромную коллекцию камней - среди них есть и хибинские образцы. Эгирин у меня не очень удачный. Но есть фотография чёрного эгирино- вого солнца - она вызывала у Бориса Алексееви­ ча мистическое воодушевление. Будто взгляд про­ никает в Элизиум! Небольшой эвдиалит - то бишь лопарскую кровь - я подарил Борису Алексееви­ чу. Сдержанный и строгий тингуаит импонировал Борису Алексевичу нетривиальностью своей жи­ вописной манеры. Зелёное - и чёрное: сколь утон­ чёнными могут быть их сочетания! У меня есть ощущение, что некоторые работы Б.А. Смирнова- Русецкого вдохновлены тингуаитом. Борис Алек- Хибинский пейзаж. Бумага, уголь. Khibiny landscape. Paper, coal. 1933. 32.2 x 25.0 cm. сеевич разделял мой восторг перед астрофиллита­ ми - его всегда волновали аналогии земных струк­ тур и космических первообразов. Так, в одуванчи­ ках он прозревал шаровые скопления, а раковину своего любимого Trochus maculatus ассоциировал с галактической спиралью. Художник любил работать в ледниковом ландшафте. Мы много говорили с ним о геологи­ ческих озарениях П.А. Кропоткина. Наши эрра­ тические валуны! Как и Н.К. Рерих, Б.А. Смирнов- Русецкий ощущал трепет и пиетет перед ними - живописал их как живую натуру. По сути - пор­ третировал, будто это окаменевшие люди и боги. Творчество мастера - своеобразная литолатрия - поклонение камню. Эта поэтическая религия не­ когда процвела на Кольском п-ове. Саамские ша­ маны доныне являются её адептами. Хибины по­ дарили Б.А. Смирнову-Русецкому великолепный графический цикл. Примечания автора Руна - эзотерическое имя В.Н. Пшесецкой (1879-1945 или 1946), урождённой фон Мантей- фель. Ощутив в себе артистическое призвание, рано ушла из семьи - пела, играла в драме. Участ­ ница антрепризы К.Н. Незлобина. Недолгое вре­ мя была женой известного русского мистика П.Д. Успенского. В 1923 г. связала судьбу с груп­ пой «Амаравелла» - художники видели в ней свою музу-вдохновительницу. В 1930 г. арестована и сослана в Архангельск. Её наследие погибло за исключением четырёх работ: это изумительные портреты друзей по «Амаравелле», хранящиеся в Кара-Калпакском художественном музее. Степан Степанович Митусов (1878-1942) - двоюродный брат Е.И. Рерих, наперсник её дет­ ских игр. Впоследствии сподвижник Н.К. Рери­ ха. Работал по его приглашению в Школе Об­ щества поощрения художеств. Музыкант - поэт - искусствовед. Творческой дружбой был связан с Н.А. Римским-Корсаковым и И.Ф. Стравинским. В рериховских кругах культировалась память прошлых воплощений. Отсюда его тайное имя Кай, оно было сообщено ему Е.И. Рерих в 1922 г. Лично передал наркому А.В. Луначарскому кни­ ги «Зов», «Озарение» и «Письма Махатм» - хо­ тел приобщить его к «Живой этике». По данным Санкт-петербургского Музея-института семьи Ре­ рихов (МИСР), в 1932-1935 гг. С.С. Митусов жил в Хибиногорске, где организовал рабочую кон­ серваторию. У Б.А. Смирнова-Русецкого - другая версия: С.С. Митусов находился на рутинной кан­ целярской работе. Злата и Зюма - его дочери. Линник Ю .В., д.ф.н., П ет р о за в о д ск 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz