Тиетта. 2013, N 3 (25).

Б.А. СММРНОБ-РУСЕЦКИИ - КРИСТАЛЛОГРАФ И ХУДОЖНИК В.А. SMIRNOV-RUSETSKY - CRYSTALLOGRAPHER AND ARTIST The Tietta constant author Dr.Sci. (Philos.) Yu.V. Linnik speaks on the outstanding Russian artist o f B.А. Smirnov- Rusetsky, pupil o f great NX . Rerikh. His biography has proved to have a crystallographic aspect, and his art traces the Kola theme. Б и о гр аф и ч е ск а я спр авка . Борис Алек­ сеевич Смирнов-Русецкий - выдающийся рус­ ский художник-космист. Рамки жизни 21.01.1905­ 07.08.1993. Родился в Санкт-Петербурге. Учил­ ся в Тенишевском реальном училище. В 1917 г. се­ мья переехала в Москву. 22.10.1922 г. встретился с П.П. Фатеевым - будущим лидером группы «Ама- равелла». Вместе с ним в 1923 г. участвует в «Выстав­ ке пяти» в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1926 г. встретился с Н.К. Ре­ рихом. В 1927 и 1928 гг. по инициативе Н.К. Ре­ риха участвует вместе с друзьями по группе в вы­ ставках в Нью-Йорке и Чикаго. Параллельно изу­ чает металловедение и получает образование во ВХУ ТЕМ А С е (к л а с сы И .И . Н и ви н ск о го и П.А. Фаворского). До войны преподавал в МВТУ. 24.06.1941 г. арестован за связь с Н.К. Рерихом. Приговор: 10 лет заключения. По отбытии срока выслан в Акмолинскую обл. Реабилитирован за от­ сутствием состава преступления в 1956 г. В 1962 г. защищает кандидатскую диссертацию по металло­ ведению. Занимается проблемами сварки. С 1957 г. дружит с Ю.Н. Рерихом, с 1960 г. - с С.Н. Рерихом. Активный участник вначале подпольного, позднее - легального рериховского движения. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Большое влияние на юного Б.А. Смирнова- Русецкого оказал его дядя А.П. Иванов. Друг А. Блока и Н. Рериха, он воплощал лучшие ин­ тенции серебряного века. Перу А.П. Иванова при­ надлежит замечательная монография о М.А. Вру­ беле. Любовь к своему кумиру дядя передал пле­ мяннику. В «Демоне» мальчика поразил не только трагический образ, но и могуче написанная - пре­ ломляющая нездешний свет - друза кристаллов. Не отсюда ли идёт любовь художника к камню? Она имела два дополняющих друг друга момента. Во-первых, у Б.А. Смирнова-Русецкого был культ кристалла как такового - он видел в нём торже­ ство космической закономерности, понятой в духе Пифагора и Платона. Во-вторых - и это антитеза к первому - мастер любил в камне игру случай­ ностей: орская яшма, моховые агаты - от них он получал непосредственные творческие импуль­ сы. Борис Алексеевич был учёным-металловедом, имел учёную степень кандидата наук. Занимал­ ся проблемами сварки - изучал в этом плане пре­ жде всего Fe, а также цветные металлы. За ути­ литарным стояло философическое. Художник не раз говорил мне: в сварке он видел модель - или метафору - геогонии. В 1922 г. начался цикл Б.А. Смирнова- Русецкого «Прозрачность». Абсолютное выра­ жение этого качества он видел в горном хруста­ ле. Космос у мастера сквозит. Не случайно в зре­ лые годы он сблизился П.К. Ощепковым - соз­ дателем интроскопии. Можно сказать так: моль­ берт мастера часто превращался в просвечиваю­ щее устройство - мир становился завораживаю­ ще слюдяным, стеклистым. У Бориса Алексеевича есть большой цикл картин «Кристаллы». Синго- нии и симметрии в нём трактованы как манифе­ стация иного разума. Эти гигантские кварцы мыс­ лят! Самопознание у них переходит в самосози- дание. Нам предстаёт необычная ноосфера - она создана кристаллами. Пейзажные яшмы и агаты - предтечи абстракционизма. В молодые годы художник переписывал­ ся с В.В. Кандинским, основателем этого направ­ ления в искусстве. Беспредметным композици­ ям Б.А. Смирнова-Русецкого присуще лириче­ ское звучание. Средствами живописи создаётся эффект своеобычного мелодизма. Будто карти­ ны откликаются на гармонию сфер! Волей судеб Б.А. Смирнову-Русецкому удалось посетить Хи- 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz