Тиетта. 2013, N 3 (25).

Знаю, что он участвовал в спасении папанинцев». Несколько слов о создании авиаотряда на Кольском п-ове. Большую роль в этом сыграл первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Киров. В то время (до 1938 г.) нынешняя Мур­ манская обл. входила в состав Ленинградской обл. По личному обращению к С.М. Кирову управ­ ляющего комбинатом «Апатит» В.И. Кондрико- ва были выделены 3 гидросамолёта Ш-2. Для ре­ шения вопроса об их базировании на Кольский п-ов летом 1933 г. выехали заместитель начальни­ ка Ленинградского управления «Сельхозавиация» Я. Бадюлин (позднее командир Апатитского авиа­ отряда), пилот В. Чернов, бортмеханик А. Моро­ зов, инженеры-изыскатели А. Блок и П. Ольхов­ ский. 1 декабря 1933 г. к комбинату «Апатит» был приписан П. Овчинников. Вначале полётов было мало. Но первые он выполнял с управляющим комбинатом В.И. Кондриковым. 17 июня 1934 г. экипаж самолёта Ш-2 (пилот Н. Михайлов и бортмеханик В. Миронов) впер­ вые совершил перелёт из пос. Зашеек (база «Мур- манлес») через Хибины в Мурманск. После рейса Н. Михайлов выступил в «Полярной правде» с предложением к общественным организациям изыскать место под гидропорт в районе Мурман­ ска. Вскоре гидропорт был организован на Коль­ ском заливе. К середине 1934 г. были опробованы три местные воздушные линии: Мурманск - Лово- зеро - Краснощелье - Каневка - Поной - Иокан- га, Мурманск - Рестикент - Гирвас - Ёна - Зашеек, Мурманск - ст. Апатиты - Капустные озёра - Умба - Кузомень. Как оказалось, выбор Кольского зали­ ва под гидропорт был неудачен из-за частых вол­ нений. В феврале 1935 г. экипажу П. Овчинникова и бортмеханика А. Морозова поручили перегонку Ш-2 из Ленинграда в Апатиты. Это был сложный полёт по неизведанной трассе. В том же году в ави­ азвено прибыл пилот М. Карабанов. В 1939 г. он сменил убывшего в Петрозаводск П. Овчинникова. 18 августа 1935 г. «Полярная правда» писа­ ла: «Сейчас уже можно сказать, что многое из ... программы выполнено, что советская авиация на Крайнем Севере сумела показать свои замечатель­ ные качества ... изучены многие маршруты, осво­ ены труднейшие трассы». Но этого было недоста­ точно. Несмотря на успехи, развитие авиации в Мурманском округе не соответствовало темпам строительства. Освоение богатств Кольского п-ова требовало организации более крупного авиацион­ ного подразделения, чем звено из 3 гидросамолё­ тов Ш-2. Созданное в конце 1933 г. Северное тер­ риториальное управление Гражданского воздуш­ ного флота (СТУ ГВФ) занялось проблемой соз­ дания авиационного подразделения на Кольской земле. 11 ноября 1936 г. был издан приказ началь­ ника Главного управления ГВФ № 20с «О введе­ нии в действие дислокации отрядов, воздушных линий и территорий, обслуживаемых управлени­ ями ГВФ» за подписью начальника ГУ ГВФ ком- кора Ткачёва. В приложении к приказу под п. 10 говорилось: «По Северному управлению создать транспортные отряды и отряды местной авиа­ ции. Отряд № 236. Лодейное Поле, с обслужи­ ванием территории Ленинградской обл., Карель­ ской АССР, Северный край. Отряд № 235. Мур­ манск, с обслуживанием Кольского п-ова». В апреле 1937 г. заключён договор с Ленин­ градским отделением Геологоразведки по достав­ ке грузов в Ловозеро. В Зашейке заключён дого­ вор со «Стройкомбинатом» на доставку слюды из разработок и спецполёты в Ёну и другие районы. Отныне можно было гарантировать работу от­ ряда на Кольском п-ове в течение 1937 г. Убедив­ шись, что организовать базу авиаотряда в Мур­ манске невозможно, командование СТУ ГВФ ре­ шило считать Апатиты местом базирования авиа­ отряда. В мае издан приказ СТУ ГВФ об организа­ ции аэропорта Апатиты. Чем руководствовались, остановив выбор на рыбацком посёлке? Прежде всего тем, что он находится в центре Кольского п-ова в районе новостроек: Кировск, Кандалак­ ша, Нива, Ёна, Мончегорск. Поблизости находи­ лись тресты «Апатит» и «Кольстрой», спрос на са­ 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz