Тиетта. 2013, N 3 (25).
Знаю, что он участвовал в спасении папанинцев». Несколько слов о создании авиаотряда на Кольском п-ове. Большую роль в этом сыграл первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Киров. В то время (до 1938 г.) нынешняя Мур манская обл. входила в состав Ленинградской обл. По личному обращению к С.М. Кирову управ ляющего комбинатом «Апатит» В.И. Кондрико- ва были выделены 3 гидросамолёта Ш-2. Для ре шения вопроса об их базировании на Кольский п-ов летом 1933 г. выехали заместитель начальни ка Ленинградского управления «Сельхозавиация» Я. Бадюлин (позднее командир Апатитского авиа отряда), пилот В. Чернов, бортмеханик А. Моро зов, инженеры-изыскатели А. Блок и П. Ольхов ский. 1 декабря 1933 г. к комбинату «Апатит» был приписан П. Овчинников. Вначале полётов было мало. Но первые он выполнял с управляющим комбинатом В.И. Кондриковым. 17 июня 1934 г. экипаж самолёта Ш-2 (пилот Н. Михайлов и бортмеханик В. Миронов) впер вые совершил перелёт из пос. Зашеек (база «Мур- манлес») через Хибины в Мурманск. После рейса Н. Михайлов выступил в «Полярной правде» с предложением к общественным организациям изыскать место под гидропорт в районе Мурман ска. Вскоре гидропорт был организован на Коль ском заливе. К середине 1934 г. были опробованы три местные воздушные линии: Мурманск - Лово- зеро - Краснощелье - Каневка - Поной - Иокан- га, Мурманск - Рестикент - Гирвас - Ёна - Зашеек, Мурманск - ст. Апатиты - Капустные озёра - Умба - Кузомень. Как оказалось, выбор Кольского зали ва под гидропорт был неудачен из-за частых вол нений. В феврале 1935 г. экипажу П. Овчинникова и бортмеханика А. Морозова поручили перегонку Ш-2 из Ленинграда в Апатиты. Это был сложный полёт по неизведанной трассе. В том же году в ави азвено прибыл пилот М. Карабанов. В 1939 г. он сменил убывшего в Петрозаводск П. Овчинникова. 18 августа 1935 г. «Полярная правда» писа ла: «Сейчас уже можно сказать, что многое из ... программы выполнено, что советская авиация на Крайнем Севере сумела показать свои замечатель ные качества ... изучены многие маршруты, осво ены труднейшие трассы». Но этого было недоста точно. Несмотря на успехи, развитие авиации в Мурманском округе не соответствовало темпам строительства. Освоение богатств Кольского п-ова требовало организации более крупного авиацион ного подразделения, чем звено из 3 гидросамолё тов Ш-2. Созданное в конце 1933 г. Северное тер риториальное управление Гражданского воздуш ного флота (СТУ ГВФ) занялось проблемой соз дания авиационного подразделения на Кольской земле. 11 ноября 1936 г. был издан приказ началь ника Главного управления ГВФ № 20с «О введе нии в действие дислокации отрядов, воздушных линий и территорий, обслуживаемых управлени ями ГВФ» за подписью начальника ГУ ГВФ ком- кора Ткачёва. В приложении к приказу под п. 10 говорилось: «По Северному управлению создать транспортные отряды и отряды местной авиа ции. Отряд № 236. Лодейное Поле, с обслужи ванием территории Ленинградской обл., Карель ской АССР, Северный край. Отряд № 235. Мур манск, с обслуживанием Кольского п-ова». В апреле 1937 г. заключён договор с Ленин градским отделением Геологоразведки по достав ке грузов в Ловозеро. В Зашейке заключён дого вор со «Стройкомбинатом» на доставку слюды из разработок и спецполёты в Ёну и другие районы. Отныне можно было гарантировать работу от ряда на Кольском п-ове в течение 1937 г. Убедив шись, что организовать базу авиаотряда в Мур манске невозможно, командование СТУ ГВФ ре шило считать Апатиты местом базирования авиа отряда. В мае издан приказ СТУ ГВФ об организа ции аэропорта Апатиты. Чем руководствовались, остановив выбор на рыбацком посёлке? Прежде всего тем, что он находится в центре Кольского п-ова в районе новостроек: Кировск, Кандалак ша, Нива, Ёна, Мончегорск. Поблизости находи лись тресты «Апатит» и «Кольстрой», спрос на са 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz