Тиетта. 2013, N 3 (25).
бопытством всматриваются в лицо пилота. - Ну как, товарищ Овчинников? - Ничего, как видите. Всего 1 час 10 минут летел от ст. Апатиты на вы соте 600-700 м со скоростью - при боковом ветре - 90 км/ч. Разведчики ждут рассказа, а Овчинникову нечего рассказывать. Он не впервые осваивает но вую воздушную трассу на Кольском п-ове. Прихо дилось садиться в более сложных местах - на мел ком оз. Нюд, где круглый год плавают брёвна с лесозаготовок, на Ниве, Умбозере, Железной Ва- раке, Монче-губе. Разные погоды бывают во вре мя перелёта. Овчинников никогда не теряется. За всё время не было ни одной вынужденной посад ки машины конструктора Шаврова. Она налетала в текущем году свыше 300 лётных часов. Летом на поплавках, зимой - на лыжах. Амфибия Ш-2 ока залась прекрасной машиной. Авиация при доста точном использовании таковой может оказывать громадную помощь освоению нашего края. Экс педиции, которые обычно снаряжаются в течение 3 месяцев, могут быть организованы в течение 10 дней. Многочисленные озёра создают чрезвычай но благоприятные условия для посадки в любом районе. Мы мало используем авиацию, а ведь есть «белые пятна» на Кольском п-ове, где не ступала ещё нога исследователя. Произвести геологиче скую и топографическую съёмку района, исполь зовать авиацию в поисках месторождений - это значительно облегчило бы наши познания о гро мадном и малоизученном крае. Авиация оказала большую услугу совхозу «Индустрия» при выборе заболоченных участков в районе Капустных озёр. По мнению товарища Гладышева, месячное путе шествие не дало бы таких сведений, какие он по лучил за два лётных часа на гидроплане. Нужно хорошо подсчитать; что стоит дороже - длитель ные сборы экспедиций с перебросками на оленях, лошадях, лодках, переносками на людях или еди новременные плановые переброски экспедиций на гидропланах. Нужно городскому Совету про двигать вперёд дело развития авиации на Коль ском п-ове». В Интернете можно найти ещё один рассказ того же автора. «...Первый самолёт появился на Кольском п-ове в 1933 г. По договору с трестом «Апатит» он обслуживал преимущественно гео логоразведочную контору «Новпромапатит», ко торая занималась разведкой апатита, никелевых месторождений Монче-тундры, железа Ковдора и Ловозера, исследовала трассы каналов Нива-1 и Нива-3 и т. д. При отсутствии каких-либо дорог на Кольском п-ове авиация оказывала нам неоце нимые услуги. Мы охотно пользовались ею, хотя в то время лётный час стоил дорого, что-то око ло 250 руб. А ведь в то время в нашей стране каж дая копейка строго учитывалась. Гидросамолёт был удобен нам тем, что мог производить посад ку на водных акваториях вблизи берегов озёр или рек... Овчинников, которому тогда только-только исполнилось 19, оказался весьма способным ави атором. Тогда ещё не было никакого опыта по ис следованию воздушного пространства Заполярья. Надо было чувствовать погоду, чтобы не отсижи ваться из-за плохих метеоусловий. Надо было ле тать в любую погоду, и выше гор, и бреющим - над водными просторами. Для этого требовались и смелость, и умение. Мне, как начальнику и глав ному инженеру «Новпромапатита», очень часто приходилось встречаться с Овчинниковым. Редко бывало, чтобы он отказывался при сносной пого де лететь. Однажды, возвращаясь из Ловозёрской тундры, мы с Овчинниковым застряли на бере гу р. Умбы. Два дня ждали погоды, а на третий в дождь и туман поднялись в воздух. Тучи нависли над горными вершинами, и только чутьём Овчин ников привёл самолёт в Апатиты (города ещё не было, здесь и далее имеется в виду пос. Тик-губа на берегу оз. Имандра, на которое и приводня лись амфибии. - Ю.В.). Много раз мы летали с ним по тундре в исключительно трудных усло виях. В таких местах, как оз. Сейдъявр, зажатое в горном ущелье, мог произвести посадку лишь пи лот высокого класса. Павел это мог. Дальнейшая судьба этого отличного пилота мне неизвестна. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz