Тиетта. 2013, N 3 (25).

бопытством всматриваются в лицо пилота. - Ну как, товарищ Овчинников? - Ничего, как видите. Всего 1 час 10 минут летел от ст. Апатиты на вы­ соте 600-700 м со скоростью - при боковом ветре - 90 км/ч. Разведчики ждут рассказа, а Овчинникову нечего рассказывать. Он не впервые осваивает но­ вую воздушную трассу на Кольском п-ове. Прихо­ дилось садиться в более сложных местах - на мел­ ком оз. Нюд, где круглый год плавают брёвна с лесозаготовок, на Ниве, Умбозере, Железной Ва- раке, Монче-губе. Разные погоды бывают во вре­ мя перелёта. Овчинников никогда не теряется. За всё время не было ни одной вынужденной посад­ ки машины конструктора Шаврова. Она налетала в текущем году свыше 300 лётных часов. Летом на поплавках, зимой - на лыжах. Амфибия Ш-2 ока­ залась прекрасной машиной. Авиация при доста­ точном использовании таковой может оказывать громадную помощь освоению нашего края. Экс­ педиции, которые обычно снаряжаются в течение 3 месяцев, могут быть организованы в течение 10 дней. Многочисленные озёра создают чрезвычай­ но благоприятные условия для посадки в любом районе. Мы мало используем авиацию, а ведь есть «белые пятна» на Кольском п-ове, где не ступала ещё нога исследователя. Произвести геологиче­ скую и топографическую съёмку района, исполь­ зовать авиацию в поисках месторождений - это значительно облегчило бы наши познания о гро­ мадном и малоизученном крае. Авиация оказала большую услугу совхозу «Индустрия» при выборе заболоченных участков в районе Капустных озёр. По мнению товарища Гладышева, месячное путе­ шествие не дало бы таких сведений, какие он по­ лучил за два лётных часа на гидроплане. Нужно хорошо подсчитать; что стоит дороже - длитель­ ные сборы экспедиций с перебросками на оленях, лошадях, лодках, переносками на людях или еди­ новременные плановые переброски экспедиций на гидропланах. Нужно городскому Совету про­ двигать вперёд дело развития авиации на Коль­ ском п-ове». В Интернете можно найти ещё один рассказ того же автора. «...Первый самолёт появился на Кольском п-ове в 1933 г. По договору с трестом «Апатит» он обслуживал преимущественно гео­ логоразведочную контору «Новпромапатит», ко­ торая занималась разведкой апатита, никелевых месторождений Монче-тундры, железа Ковдора и Ловозера, исследовала трассы каналов Нива-1 и Нива-3 и т. д. При отсутствии каких-либо дорог на Кольском п-ове авиация оказывала нам неоце­ нимые услуги. Мы охотно пользовались ею, хотя в то время лётный час стоил дорого, что-то око­ ло 250 руб. А ведь в то время в нашей стране каж­ дая копейка строго учитывалась. Гидросамолёт был удобен нам тем, что мог производить посад­ ку на водных акваториях вблизи берегов озёр или рек... Овчинников, которому тогда только-только исполнилось 19, оказался весьма способным ави­ атором. Тогда ещё не было никакого опыта по ис­ следованию воздушного пространства Заполярья. Надо было чувствовать погоду, чтобы не отсижи­ ваться из-за плохих метеоусловий. Надо было ле­ тать в любую погоду, и выше гор, и бреющим - над водными просторами. Для этого требовались и смелость, и умение. Мне, как начальнику и глав­ ному инженеру «Новпромапатита», очень часто приходилось встречаться с Овчинниковым. Редко бывало, чтобы он отказывался при сносной пого­ де лететь. Однажды, возвращаясь из Ловозёрской тундры, мы с Овчинниковым застряли на бере­ гу р. Умбы. Два дня ждали погоды, а на третий в дождь и туман поднялись в воздух. Тучи нависли над горными вершинами, и только чутьём Овчин­ ников привёл самолёт в Апатиты (города ещё не было, здесь и далее имеется в виду пос. Тик-губа на берегу оз. Имандра, на которое и приводня­ лись амфибии. - Ю.В.). Много раз мы летали с ним по тундре в исключительно трудных усло­ виях. В таких местах, как оз. Сейдъявр, зажатое в горном ущелье, мог произвести посадку лишь пи­ лот высокого класса. Павел это мог. Дальнейшая судьба этого отличного пилота мне неизвестна. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz