Тиетта. 2013, N 3 (25).

«КОЛУМБ КОЛЬСКОГО НЕБА» «COLUMBUS OF KOLA SKY» The Tietta Editor-in-Chief reminds readers about one o f the first pilots o f the Kola sky P.K. Ovchinnikov, who carried geological excursions all along the Kola Peninsula at the very beginning o f its development and died during the war. His name has become legendary, contributing to the romantic aura o f the profession and always gaining lots o f gratitude words from geologists. Я слышал это имя от разных людей и в раз­ ных ситуациях. От ветерана кольской геологии, неспешно покуривавшего сигарету у открытого окна, за которым берёзы шелестели молодой ли­ ствой о предстоящем полевом сезоне. В дальней дороге от водителя, интересующегося историей Второй мировой на Кольском п-ове и раскопав­ шего немало артеф актов. А то вдруг у полево­ го костра звучала некая бесшабашная или роман­ тическая история, на поверку оказывающаяся - о нём же, Павле Карповиче Овчинникове. Старший пилот, 19-летний П.К. Овчинников прибыл на Кольский п-ов 1 декабря 1933 г. Прика­ зом по Ленинградскому управлению «Сельхозави­ ация» был приписан к комбинату «Апатит». Ле­ тал, как и другие пилоты, на амфибии Ш-2. Работ­ ник авиаотряда и писатель М.В. Головёнков на­ звал его «Колумбом кольского неба». В 1936 г. соз­ дан авиаотряд, в котором П.К. Овчинников стал ко­ мандиром авиазвена. В 1939 г. переведён в Петро­ заводск. Начало войны встретил в Ленинградском авиаотряде. 17 июля 1941 г. сбит около ст. Магнети- ты недалеко от Мурманска, когда выполнял рейс на самолёте ПР-5. В послевоенные годы останки пилота найдены и перенесены на Мурмашинское воинское кладбище. В газете «Кировский рабочий» от 29 октября 1934 г. помещена статья геолога Л.Б. Антонова «На аэроплане - в тундру». В ней можно прочесть сле­ дующее. «...Саамы Сентъяврского становища и то­ пографический отряд О. Воробьёвой, работающий в текущем году в Ловозёрских тундрах, августов­ ским утром были поражены появлением стреко­ зообразного воздушного гостя. Тихая тундра впер­ вые услышала незнакомый шум авиамотора. Вмиг «всё население» прибежало к берегу озера и ра­ достно наблюдало за движением аэроплана. Лёт­ чик сделал крутой разворот в мешкообразной до­ лине и, низко спускаясь над лесом, плавно при­ землился на зеркальное оз. Сентъявр. Смекали­ стый лётчик вмиг использовал лёгкое направле­ ние ветра, повернул машину хвостом к берегу, и через несколько минут волны вежливо выброси­ ли гидроплан на песчаный пляж. Лётчик Павел Овчинников деловым взором осмотрел машину. - Всё в порядке, - сказал он. - Значит, летать в Лово- зеро можно. Посадка не представляет никаких за­ труднений. Окружающие, восхищённые его отва­ гой, умением, с каким он посадил машину, с лю­ 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz