Тиетта. 2013, N 3 (25).
красная валериана, лесная гвоздика, которую уже возделывал в своём изгнании великий Конде (с. 123-127)» [2]. Этот разноцветный поток метафор охваты вает вас образами, красками, запахами и уносит в другие места, времена, обстоятельства... И уже не столь прочна платформа, ещё вчера казавшая ся непоколебимой: Я признаю: цвет красный, жёлтый, синий Прекрасен на цветочных лепестках, Но если я воображаю цвет Устойчивый и чистый, Мне не цветы на ум приходят, Но красный цвет рубина и коралла, И жёлтый цвет топаза или злата, И бирюзы с сапфиром синева. (К. Кавафис. Пер. И. Ковалёвой) И всё же спросим себя, «разум цветов» - это метафора, иносказание или буквальное понима ние слова «разум», которым обладает каждый из нас, человек разумный - вершина природы? «Ге ний земли, который, вероятно, есть гений всего мира, поступает в жизненной борьбе совершенно так же, как поступал бы человек. Он пользуется теми же методами, той же логикой. Он достига ет цели при помощи средств, которые и мы упо требляли бы, он ищет ощупью, колеблется, много раз принимается за дело, одно прибавляет, дру гое устраняет, сознаёт и исправляет свои ошиб ки, как мы бы сделали на его месте. Он пускает ся на хитрости, изобретает мучительно, с тру дом, мало-помалу, по примеру рабочих и инже неров наших мастерских. Он борется, как и мы, с тяжёлой, огромной и тёмной массой своего суще ства. Подобно нам, он не знает точно, куда идёт, он ищет и медленно открывает. Идеал его часто смутен, но в нём тем не менее различаешь круп ные черты, устремлённые к жизни более пылкой, более сложной, более одухотворённой. Матери ально он располагает средствами неисчерпаемы ми. Он обладает тайной чудесных сил, нам неиз вестных, но духовно он, кажется, живёт строго в нашей сфере, и до сих пор мы не замечали, что бы он её переступил. А так как он ничего не заим ствует из потустороннего мира, то не можем ли мы заключить, что вне нашей сферы ничего и нет? Не можем ли мы заключить, что методы челове ческого разума единственно возможные, что чело век не ошибся, что он не является ни исключени ем, ни уродом, но существом, через которое про ходит, в котором наиболее напряжённо обнару живается великая воля, великие желания вселен ной? (с. 79-80)... Указания, только что представленные нам цветами, вероятно, являются незначительными в сравнении с тем, что сказали бы нам горы, моря и звёзды, если бы мы могли уловить тайну их жиз ни. Тем не менее, цветы дают нам право с боль шой уверенностью предположить, что дух, исхо- дящий из них и оживляющий все предметы, тож дествен по существу с духом, оживляющим наше тело. Если он уподобляется нам, если мы, в свою очередь, похожи на него, если всё, находящееся в нём, находится и в нас, если он пользуется наши ми методами, если ему присущи наши привычки, наши заботы, наши стремления, наше желание лучшего, то разве логика препятствует нам наде яться на всё то, на что мы все инстинктивно и не победимо надеемся? Разве нельзя считать почти достоверным, что и разум природы питает те же надежды? Когда мы открываем разлитую в жиз ни такую силу разума, то не правдоподобно ли допустить, что вся жизнь творит дело разума, т.е. что она преследует цели счастья, совершенства и победы над тем, что мы называем злом, смертью, мраком, небытием и что, по всей вероятности, яв ляется лищь тенью её лица или её собственным сном? (с. 85-86)» [2]. Мне нравится такой стиль понимания при роды, по сути пантеистический, лишь припод нятый на уровень науки XXI столетия. Вот толь ко разум не соглашается стать на одну ступеньку с «разумом цветов». Всё же разум цветов - это фи- Клод Моне. Кувшинки. Холст. Масло. Claude Monet. Water lilies. Canvas. Oil. 1906. 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz