Тиетта. 2013, N 3 (25).
Однако достаточно несерьёзных воспомина ний из детства. (Впрочем, что может быть серьёз нее детства?) У М. Метерлинка есть книги, кото рые для большинства взрослых, даже читавших «Синюю птицу», остались неизвестными или не понятными из-за их оригинального, неповтори мого, не укладываемого в прокрустово ложе клас сификаций жанра. В таких случаях иногда гово рят - философское эссе. Итак, философские эссе «Разум цветов» [2] и «Жизнь пчёл» [3]. Из них сле дует, что автор «Синей птицы» - не только клас сик символизма и яркий драматург, но и - в позд нем творчестве - оригинальный философ. Тон кие наблюдения за природой служат ему основой для размышлений о совершенных механизмах деятельности растений и насекомых (прекрас ные примеры научно-популярной литературы) и несовершенных отношениях человека и приро ды (замечательные философские эссе), в которой следовало бы черпать высшую мудрость. Предо ставим слово самому М. Метерлинку. Я надеюсь, что пространные цитаты не наскучат читателю. А пересказывать нобелевского лауреата по разря ду литературы - согласитесь - и вовсе неуместно. «Само собой разумеется, у меня нет намере ния перечислить все проявления разума, которые мы находим у растений. Эти проявления неис числимы и непрерывны, в особенности среди цве тов, в которых сосредоточено стремление расти тельной жизни к свету и разуму (с. 8 ) . Если бы мы в борьбе с подавляющими нас нуждами, на пример, в борьбе со страданиями, со старостью или со смертью, употребили половину той энер гии, которую развивает любой маленький цветок в нашем саду, то позволительно думать, что наша судьба во многом отличалась бы от того, чем она пребывает теперь (с. 1 0 ) . Самое яркое и гармоническое проявление растительного разума мы видим среди орхидей. В этих изломанных и странных цветах гений рас тения достигает крайних пределов и необыкно венным пламенем как бы расплавляет стену, раз- деляюшую царства природы (с. 5 0 ) . Мы не зна ем всех доводов растения. Разве нам известны пре пятствия, которые оно встречает со стороны ло гики и простоты? Знаем ли мы, в сущности, хоть один из органических законов его существования и роста? Если бы кто-нибудь с высоты Марса или Венеры увидел, какие ухищрения мы употребля ем для того, чтобы победить воздух, он, вероят но, также спросил бы, к чему все эти уродливые и чудовищные аппараты, все эти шары, аэропла ны, парашюты, когда так легко, подражая полёту птиц, снабдить руки парою достаточно сильных крыльев? (с. 6 9 ) . Если бы природа знала всё, если бы она ни когда не ошибалась, если бы повсюду, во всех сво их предприятиях она оказывалась сразу совер шенной и непогрешимой, если бы она обнару живала во всём разум неизмеримо выше наше го, можно было бы опасаться и терять надежду. Тогда мы чувствовали бы себя жертвой и добы чей чуждой нам силы, без надежды когда-нибудь узнать и измерить её. Гораздо предпочтительнее убеждаться в том, что сила эта, по крайней мере с точки зрения интеллектуальной, близко род ственна нашей силе. Наш разум черпает из тех же источников, как и её разум. Мы все принадле жим к тому же миру, мы живём почти среди рав ных. Мы больше не имеем дела с недоступными богами, но с волями братскими, хотя и скрытыми, которые нам приходится понять для того, чтобы управлять ими (с. 8 3 - 8 4 ) . Знаем ли мы, чем было бы человечество, если бы ему неведомы были цветы? Если бы не суще ствовало цветов, если бы они были скрыты от на ших глаз, как, вероятно, скрыты тысячи зрелищ, не менее волшебных, которые нас окружают, но которых не постигает наше зрение? Были ли бы тогда наш характер, наша мораль, наша способ ность к красоте и счастью такими же, как теперь? Мы, правда, нашли бы в природе другие велико лепные свидетельства роскоши, изобилия и пре- 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz