Тиетта. 2013, N 3 (25).

регу, одно - в Сев. Карелии, последнее - в Панских тундрах. Оформляли Ю.Н. рабочим, как издавна заведено в геологии для сезонников. База отряда находилась в старинном поморском селе Ковда на западном берегу Кандалакшского залива, в ста­ ром доме. Отсюда начинались маршруты на боль­ шом баркасе в район Колвицы, Турьего мыса, на Рязановы Луды и др. геологические объекты Тер­ ского берега. Ю.Н. был «комендантом» полевого лагеря, готовил завтраки и обеды, ловил рыбу и ... рисовал, рисовал, рисовал... У геологов - сотни камней-образцов, у художника - сотни этюдов. Были и отдельные (от геологов) творческие поезд­ ки. В 1975 г. с художником В.В. Тимофеевым це­ лую неделю шли по берегу Белого моря с этюдни­ ками и планшетами от Кашкаранцев до Кузоме- ни. В начале 1980-х Ю.Н. почти три месяца путе­ шествовал по р. Мезень на севере Архангельской обл. с московским художником А.П. Арцыбуше- вым и многому у него научился. Белое море властно вошло в творчество Ю.Н. Коновалова. Поморские избы и их оби­ татели, берега, лодки, луды, прибрежные кам­ ни (в поморской топонимике - баклыши и ба- кланцы), морские волны, сияние летнего солн­ ца, серебристая дымка, туманы, облака и радуги - сюжеты многих полотен. Не случайно на юби­ Новая лодка. New boat. 1997. лейной выставке к 70-летию художника в 2011 г. (60 работ) почти половина картин - с беломор­ ской тематикой, а на отдельных холстах - геологи­ ческие маршруты. Некоторые картины до сих пор украшают интерьер старой геологической базы Ковды. Творческие принципы Ю.Н. формирова­ лись полвека, изменять им художник не собира­ ется. В его полотнах есть какая-то необычная гар­ мония. Приглушённый мягкий тон картин, поч­ ти призрачные образы природы, поморских селе­ ний и их жителей - «тружеников моря» - создают своеобразное впечатление. Вот краткий монолог художника: «Тяга к художественному творчеству возникла неосознанно. Работал всегда для души, по призванию, а ради денег, по заказу, не рисовал, в салонах почти не выставлялся. Творчество - дви­ жение и потребность души. Откуда родился мой стиль, не знаю. Мои картины не реалистические копии, а образы действительности, которые при­ ходят сами собой. Рисовать мне очень помогает музыка, классическое барокко XVIII в.: Гайдн, Мо­ царт, Бах, Корелли, Вивальди, эстонские песни». Предлагаем читателям подборку картин Ю.Н. Ко­ новалова. Р а сск а з худож ни к а записал К р а сот ки н И.С. к.т.н., д.чл. РМО Ф от о: К р а сот ки н И.С., К и ровск Дыхание Севера. Breath of North. 2013. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz