Тиетта. 2013, N 2 (24).

Автопортрет. Картон, темпера. Self-portrait. Cardboard, tempera. не только сиреневые. Они ярко-синие, огненно­ оранжевые и нежно-розовые. Такой же разноц­ ветный снег лежит на их склонах фантастически огромными бабочками, сползает вниз гигант­ скими лепестками. Пейзажи Надежды Жили­ ной не этюдны. В них нет порыва, мимолётности. Они конкретны, осмысленны, наполнены фор­ мой, цветом, фактурой, мотивами. Тут, возмож­ но, совсем некстати, вспоминается творческая манера Поля Сезанна, так же скрупулёзно пи­ савшего один и тот же мотив (один из любимых - г. Сент-Виктуар), снова и снова воплощая в кра­ сках материю - плотную, осязаемую, недвижи­ мую. Живописная материя картин Жилиной того же свойства, только более «женская» - округлая, яркая, наивная. Наив - одна из принципиальных составляющих творческой манеры художника. Яркие локальные цвета, упрощённые формы. Се­ вер через призму наива - любопытное зрелище. Раз уж речь зашла о художественных парал­ лелях, то Сезанн - далеко не единственная и не самая яркая художественная ассоциация. Мож­ но вспомнить о фантастических горах Рериха, по словам очевидцев, «точь-в-точь» по цвету и фор­ ме. Большинство зрителей склонно сравнивать творчество Надежды Павловны с ... Эдвардом Мунком. На первый взгляд неожиданно, но по­ чему бы и нет? Возможно, северное происхожде­ ние художников и какие-то особые волны позво­ ляют зрителю видеть в их работах общее. Рискну озвучить - тревожно-яркие сочетания цветов, лю­ бовь к линии - живой, змеящейся, двигающейся, и одновременно застывшей в прохладном север­ ном во зду хе . Впрочем, оставим зрителя наеди­ не с работами художника. Я бросаю прощальный взгляд на эти странные и притягательные карти­ ны - одновременно суровые и праздничные, как пасхальные куличи, горы; фантасмагоричный за­ кат с ясно читающимся женским профилем, смо­ трящим из оранжевого облака на вечернюю зем­ лю; змеящиеся у подножий гор ёлочки и берёзки. Сейчас, в разлуке с Севером, мне кажется, что всё именно так. Колобова К.А., искусствовед, Апатиты с ам о бы т н ы й н а и вн ы й худож н и к Н.А. М а к а ро в AUTHENTIC NAIVE ARTIST N.A. MAKAROV The author of the article E.P. Khimchuk speaks on the life and art o f authentic and naive artist N.A. Makarov, who lived in Kirovsk. His paintings are exhibited in the Kirovsk Museum o f Local History, Murmansk Regional Museum of Local History and St. Petersburg Ethnographic Museum. В Кировском историко-краеведческом музее собрана небольшая коллекция изобразительно­ го искусства, которая представлена 142 работами разных авторов. Это графика, живопись, предме­ ты декоративно-прикладного искусства и скуль­ птура. Также представлены работы местных про­ фессиональных и самобытных художников, кото­ рые в разные годы приезжали в Хибины. Инте­ ресна картина В.Ф. Фёдорова «С.М. Киров в Хи­ бинах» 1937 г. Она была передана музею в 1960-х Ярославским областным краеведческим музеем. Одноимённая картина 1938 г. хранится в Русском музее. Уникальна коллекция графических работ П.В. Новикова, ученика художественного учили­ ща им. Н. Рериха. В музее хранятся его 84 работы 1933-1935 гг., когда П.В. приезжал в Хибины. Кол­ лекция передана в музей в начале 1990-х Ленин­ градским обществом свободных художников. Му­ зей г. Кировска является историко-краеведческим, поэтому его тематика непосредственно связана с историей города и градообразующего предпри­ ятия. Большинство предметов изобразительно­ го искусства связано с историей Хибинского края. Так, сюжетами многих картин являются виды го­ рода и промышленных объектов, архитектурные и ландшафтные пейзажи. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz