Тиетта. 2013, N 2 (24).
что важнее, в корне преобразилась технология со чинительства. Монтаж статей и монографий на дисплее избавил авторов от ножниц, клея и мно готрудного вписывания от руки латинских назва ний; позволил сказочно быстро и легко составлять громадные, строго упорядоченные библиографи ческие списки; освободил геолога от кабальной за висимости от благоволения чертёжника, долгими неделями изготовлявшего необходимую графику, ведь теперь автор сам изготовляет любые картин ки, в т. ч. цветные, с помощью графических про грамм. Наконец, стало издаваться гораздо больше научных журналов. Иногда они даже конкуриру ют между собой за статьи, поэтому научному ра ботнику или аспиранту опубликовать статью ста ло неизмеримо проще. То же касается и моно графий. Ныне они стали выпускаться десятками, лишь бы у автора были деньги. Но при этом заме чательном техническом прогрессе научные рабо ты почти перестали рецензироваться в стадии ру кописей. В итоге качество научной продукции ка тастрофически упало. Романтика перфокарт. Мы обнаружим в «Рабочих дневниках» интересные для историка науки упоминания о том, с каким восторгом осва ивались геологами картонные двухрядные перфо карты формата К-5, воспринимавшиеся нами в 1960-х гг. как провозвестник научной организации труда! В длинных деревянных ящичках, они выпу скались в единственном месте - на предприятии «БИН» г. Таллина, где их можно было заказать по почте за деньги. Имея личный систематический каталог с цифровым кодом (его имеет каждый профессиональный научный работник, напри мер: 1 - днепровское оледенение, 2 - московское оледенение, ... 11 - Большеземельская тундра, 12 - Тиман, ... 21 - бор, 22 - марганец и т. п.), мож но с помощью специальных щипчиков закодиро вать информацию (текст или табличку анализов), написанную на перфокарте, прорезанием отвер стий в её перфорированном обрамлении. Со вре менем создавалась перфотека, которую можно было по частям загрузить в пластиковую коробку, куда вставлялись длинные железные спицы. Если она попадала на кодовую прорезь, то при энер гичной встряске коробки соответствующая пер фокарта должна была выпасть - и вот тебе за се кунду подборка информации (серия выпавших перфокарт) по теме: знай себе - обобщай! «Продвинутые» геологи с Э.И. Лосевой в первых рядах принялись усердно заносить ин формацию на перфокарты и кодировать их, т. е. делать в них краевые прорези. Но очень скоро вы яснилось, что коробки были изготовлены так то порно, что тряси - не тряси, а нужная перфокар та вываливаться не желает! Поэтому наш энтузи азм быстро угас. Мы перестали уродовать перфо карты кодовыми прорезями, а стали использо вать их как дикари, раскалывающие кокосовый орех сотовым телефоном - как удобный картон ный носитель текстовой или цифровой информа ции. У меня за 45 лет накопилось около двух дю жин деревянных ящичков, в каждом - более 1000 перфокарт с анализами и рефератами. А что же теперь? Развитие информатики полностью по хоронило эти наивные технические ухищрения. Перфокарты вытеснены компьютерными база ми данных. Если у научного работника грамотно организована база данных (например, 30 тыс. хи мических анализов или файлы с сотнями рефера тов), то можно мгновенно найти нужное, войдя в неё по любому параметру: региональному, стра тиграфическому, химическому, авторскому и т. д. Революция фотографической работы . Из «Рабочих дневников» читатель узнаёт о поис- тине сизифовом труде - фотографировании пре паратов и пересъёмке фотографий эталонных форм диатомей из многочисленных (дефицит ных) справочников-определителей. Снимки дела лись в световом микроскопе МБИ-1 на специаль ной фотоплёнке «Микрат», добыть которую мож но было только в Москве или Ленинграде. Плён ки проявляли (это надо было уметь, чтобы не за губить многочасовых трудов), потом на фотоуве личителе с них делались отпечатки. Увы, нередко их качество было ужасным, и приходилось повто рять всю работу. А теперь? Просмотр препара тов, подсчёт микрофоссилий, их фотографирова ние выполняются с помощью соединенного с ком пьютером микроскопа со встроенным цифровым фотоаппаратом. Получение снимка великолепно го качества занимает считанные секунды. Теперь микрофоссилию на снимке можно определять как вам нравится: традиционно - отпечатав фото на принтере и полистав тома определителей, или в духе времени - разыскав нужные справочники в Интернете и найдя в них подходящую форму. Итак, мы прочли «Рабочие дневники» и удостоверились, что в них ничего иного нет, кро ме нескончаемой, рутинной и гораздо реже вдох новенной, но всегда упорной и неустанной рабо ты, работы и работы над коллекциями, препара тами, таблицами, фотографиями, отчётами, ин формационными записками, статьями, моногра фиями и докладами на научных форумах. Такова и жизнь Эммы Ивановны Лосевой в науке - инте ресная для читателя именно своей типичностью, ибо все мы тогда жили примерно так, но мало кто догадался завести «Рабочий дневник»... Этим и важны для истории российской науки «Рабочие дневники» Э.И. Лосевой - ценный документ ка нувшей в Лету советской цивилизации, Юдович Я.Э., д.г.-м.н., лауреат премии РАН им. акад. А.П. Виноградова, Сыктывкар Текст и фото 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz