Тиетта. 2013, N 2 (24).

что важнее, в корне преобразилась технология со­ чинительства. Монтаж статей и монографий на дисплее избавил авторов от ножниц, клея и мно­ готрудного вписывания от руки латинских назва­ ний; позволил сказочно быстро и легко составлять громадные, строго упорядоченные библиографи­ ческие списки; освободил геолога от кабальной за­ висимости от благоволения чертёжника, долгими неделями изготовлявшего необходимую графику, ведь теперь автор сам изготовляет любые картин­ ки, в т. ч. цветные, с помощью графических про­ грамм. Наконец, стало издаваться гораздо больше научных журналов. Иногда они даже конкуриру­ ют между собой за статьи, поэтому научному ра­ ботнику или аспиранту опубликовать статью ста­ ло неизмеримо проще. То же касается и моно­ графий. Ныне они стали выпускаться десятками, лишь бы у автора были деньги. Но при этом заме­ чательном техническом прогрессе научные рабо­ ты почти перестали рецензироваться в стадии ру­ кописей. В итоге качество научной продукции ка­ тастрофически упало. Романтика перфокарт. Мы обнаружим в «Рабочих дневниках» интересные для историка науки упоминания о том, с каким восторгом осва­ ивались геологами картонные двухрядные перфо­ карты формата К-5, воспринимавшиеся нами в 1960-х гг. как провозвестник научной организации труда! В длинных деревянных ящичках, они выпу­ скались в единственном месте - на предприятии «БИН» г. Таллина, где их можно было заказать по почте за деньги. Имея личный систематический каталог с цифровым кодом (его имеет каждый профессиональный научный работник, напри­ мер: 1 - днепровское оледенение, 2 - московское оледенение, ... 11 - Большеземельская тундра, 12 - Тиман, ... 21 - бор, 22 - марганец и т. п.), мож­ но с помощью специальных щипчиков закодиро­ вать информацию (текст или табличку анализов), написанную на перфокарте, прорезанием отвер­ стий в её перфорированном обрамлении. Со вре­ менем создавалась перфотека, которую можно было по частям загрузить в пластиковую коробку, куда вставлялись длинные железные спицы. Если она попадала на кодовую прорезь, то при энер­ гичной встряске коробки соответствующая пер­ фокарта должна была выпасть - и вот тебе за се­ кунду подборка информации (серия выпавших перфокарт) по теме: знай себе - обобщай! «Продвинутые» геологи с Э.И. Лосевой в первых рядах принялись усердно заносить ин­ формацию на перфокарты и кодировать их, т. е. делать в них краевые прорези. Но очень скоро вы­ яснилось, что коробки были изготовлены так то­ порно, что тряси - не тряси, а нужная перфокар­ та вываливаться не желает! Поэтому наш энтузи­ азм быстро угас. Мы перестали уродовать перфо­ карты кодовыми прорезями, а стали использо­ вать их как дикари, раскалывающие кокосовый орех сотовым телефоном - как удобный картон­ ный носитель текстовой или цифровой информа­ ции. У меня за 45 лет накопилось около двух дю­ жин деревянных ящичков, в каждом - более 1000 перфокарт с анализами и рефератами. А что же теперь? Развитие информатики полностью по­ хоронило эти наивные технические ухищрения. Перфокарты вытеснены компьютерными база­ ми данных. Если у научного работника грамотно организована база данных (например, 30 тыс. хи­ мических анализов или файлы с сотнями рефера­ тов), то можно мгновенно найти нужное, войдя в неё по любому параметру: региональному, стра­ тиграфическому, химическому, авторскому и т. д. Революция фотографической работы . Из «Рабочих дневников» читатель узнаёт о поис- тине сизифовом труде - фотографировании пре­ паратов и пересъёмке фотографий эталонных форм диатомей из многочисленных (дефицит­ ных) справочников-определителей. Снимки дела­ лись в световом микроскопе МБИ-1 на специаль­ ной фотоплёнке «Микрат», добыть которую мож­ но было только в Москве или Ленинграде. Плён­ ки проявляли (это надо было уметь, чтобы не за­ губить многочасовых трудов), потом на фотоуве­ личителе с них делались отпечатки. Увы, нередко их качество было ужасным, и приходилось повто­ рять всю работу. А теперь? Просмотр препара­ тов, подсчёт микрофоссилий, их фотографирова­ ние выполняются с помощью соединенного с ком­ пьютером микроскопа со встроенным цифровым фотоаппаратом. Получение снимка великолепно­ го качества занимает считанные секунды. Теперь микрофоссилию на снимке можно определять как вам нравится: традиционно - отпечатав фото на принтере и полистав тома определителей, или в духе времени - разыскав нужные справочники в Интернете и найдя в них подходящую форму. Итак, мы прочли «Рабочие дневники» и удостоверились, что в них ничего иного нет, кро­ ме нескончаемой, рутинной и гораздо реже вдох­ новенной, но всегда упорной и неустанной рабо­ ты, работы и работы над коллекциями, препара­ тами, таблицами, фотографиями, отчётами, ин­ формационными записками, статьями, моногра­ фиями и докладами на научных форумах. Такова и жизнь Эммы Ивановны Лосевой в науке - инте­ ресная для читателя именно своей типичностью, ибо все мы тогда жили примерно так, но мало кто догадался завести «Рабочий дневник»... Этим и важны для истории российской науки «Рабочие дневники» Э.И. Лосевой - ценный документ ка­ нувшей в Лету советской цивилизации, Юдович Я.Э., д.г.-м.н., лауреат премии РАН им. акад. А.П. Виноградова, Сыктывкар Текст и фото 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz