Тиетта. 2013, N 2 (24).
детстве. Здесь ощущается невидимый психологи ческий рубеж. Кто-то играет устойчивыми пира мидками и кубиками - и вырастает подготовлен ным к детерминированной природе и стабиль ной экономике. Другой упорно строит падаю щие башни - и вырастает готовым к стохастиче ской природе и экономическим кризисам. Если угодно - два различных мировоззрения. Возмож но, я утрирую, но сказанное кажется мне важным даже в дискуссионной форме, как тест на интуи цию. Что вам больше нравится, симметрия или асимметрия, покой или движение? Впрочем, да лее речь пойдёт не о детской педагогике или пси хологии творчества, а о симметрии и асимме трии в объектах природы. Тема сложна, даже не подъёмна для одной научно-популярной статьи. Но давайте хотя бы прикоснёмся к ней. исходные понятия и неожиданные ре зультаты. В рассуждениях о симметрии и асим метрии для наглядности используем выпуклые полиэдры, подсказанные игрой Tumi-ishi. Потому что они наглядным образом организованы из гра ней, пересекающихся по рёбрам, встречающим ся в вершинах. Потому что они пробуждают пред ставления о кристаллах минералов и тем самым перебрасывают смысловой мост от математиче ских абстракций к объектам природы. Потому что выпуклый полиэдр, рассмотренный как 3-связный планарный граф, допускает много других интер претаций и приложений. Говоря о симметрии, бу дем подразумевать комбинаторную (топологиче скую) симметрию самого симметричного полиэ дра данного комбинаторного типа. Под послед ним будем понимать принцип устройства поли эдра из данного набора граней. Ясно, что в каж дом комбинаторном типе содержится бесконеч ное число полиэдров. Удобно заменить их самым симметричным представителем с точностью до подобия, а набор его граней выразить символом <n3n4 ... nk> - кортежем чисел k-угольных граней. Несмотря на кажущуюся ясность категории симметрии, её не просто определить по сути. Обычно под симметрией конечной формы пони мают её составленносгь из равных частей. Неко торым движением, физически реализуемым (по вороты) или не реализуемым (отражения), одна часть формы переводится (или вовсе не перево дится) в другую. Группа (понимаемая в точном алгебраическом смысле) движений, переводящих форму в себя, и характеризует её симметрию. Что касается асимметрии, то сегодня не существу ет иного способа определить её иначе, как через отрицание симметрии. Интуиция подсказывает, что она фундаментальным образом связана с дви жением, неустойчивостью и должна быть приспо соблена к описанию именно этих функций при родных систем. Первый и удручающий результат на сегодня состоит в том, что по символу < . > в общем случае даже нельзя сказать, существует ли соответствую щий полиэдр. Есть теоремы, утверждающие об ратное - каких полиэдров быть не может. Так, те орема Эйлера говорит, что нет выпуклого полиэ дра, на котором одновременно отсутствовали бы 3-, 4- и 5-угольные грани. Другая теорема говорит, что на каждом выпуклом полиэдре обязаны при Таблица 1. Числа комбинаторных типов n-эдров с v вершинами. Table 1. Numbers of n-hedra combinatorial types with v vertexes. in, v ^ 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 4 1 5 1 1 6 1 2 2 2 7 2 8 11 8 5 8 2 11 42 74 76 38 14 9 8 74 296 633 768 558 219 50 10 5 76 633 2635 6134 8822 7916 4442 1404 233 11 38 768 6134 25626 64439 104213 112082 79773 36528 12 14 558 8822 64439 268394 709302 1263032 1556952 1338853 Таблица 1 (продолжение, continued). in, v ^ 16 17 18 19 20 22 24 26 28 10 233 11 36528 9714 1249 12 1338853 789749 306470 70454 7595 13 49566 14 339722 15 2406841 16 17490241 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz