Тиетта. 2013, N 2 (24).

АСИММЕТРИЯ - ВОТ ПРОБЛЕМА! 1 ASYMMETRY - THAT IS THE PROBLEM! Laid out in plain terms is the basic interdisciplinary issue of the dominating asymmetry in the variety o f convex polyhedra defined in result of numerous computer calculations. The result might have been considered purely theoretical, having nature not presented it informs of mineral crystals. Doesn't it mean its relating to the basic properties o f the space? интуиция или точное знание? Что позво­ ляет нам ориентироваться в мире - интуиция или точное знание? Конечно, то и другое. Но что дви­ жет нами в большей степени? Акценты всяк мо­ жет расставить по-своему. Казалось бы, предста­ витель науки должен отдать приоритет точно­ му знанию. Но не всё так просто. Если вдумать­ ся, интуиция рождается вместе с нами и препод­ носит мир понятным, не раскладывая на детали и причинно-следственные цепочки. Научное зна­ ние делает его таковым лишь после трудного про­ цесса понимания. Есть проблема, в которой каж­ дый может проверить свою интуицию - о симме­ трии и асимметрии в мире. В год 150-летия со дня рождения акад. В.И. Вернадского эта тема осо­ бенно актуальна, ведь именно по характеристиче­ ским типам симметрии он предложил различать состояния пространств земной реальности [1, 2]. Меня с годами всё больше занимает асим­ метрия природных объектов. Она всё чаще броса­ ется в глаза. Симметрия кажется грубой аппрок­ симацией действительности. Отклонения от сим­ метрии уже не кажутся досадными флуктуация­ ми... Впрочем, я не одинок. Вот что пишет член Союза писателей РФ Г.И. Спичак в своём новом романе: «Наши предки, наверно, не случайно бо­ ялись симметрии, зеркальных отражений, и Зло рисовалось ими в строгой «правильности». Ни дома, ни храмы не строились симметрично. Свя­ тая София в Великом Новгороде, как и сотни хра­ мов домонгольского периода, не имели похожих стен и даже стен одинакового размера. Но сегод­ ня нет тех храмов - несимметричных, как приро­ да, дисгармоничных, как грешная человеческая душа. Домонгольских осталось одиннадцать. Вряд ли больше. Зато потом пошла строгая геоме­ трия масонских архитекторов, постигающих При­ роду гармонии математикой. Чего не смогли сде­ лать внутри себя, постарались сделать снаружи .» [3, с. 269-270]. Взяв ключевое слово в кавычки, ав­ тор откровенно усомнился в «правильности» сим­ метрии, если под таковой понимать фундамен­ тальные законы организации природы. Предо­ ставляю историкам искусства, этнографам, архе­ ологам и архитекторам дискутировать по поводу приведенного тезиса. Для дальнейшего достаточ­ но того, что Г.И. Спичак акцентировал внимание на фундаментальном характере асимметрии. А вот пример из совсем другой культуры, слывущей самой продвинутой в созерцатель­ ном анализе природных форм и художествен­ ном формотворчестве. Tumi-ishi, гора камней - национальная японская игра для всех возрастов. Не странно ли видеть, как взрослые сосредоточен­ но пытаются выстроить из асимметричных поли­ эдрических «камней» как можно более высокую башню (рис. 1)? Понятно, что она раз за разом па­ дает. При этом игроку надлежит сохранять спо­ койствие. В том и состоит развивающий подтекст игры - воспитывать в ребёнке и поддерживать во взрослом японце невозмутимый дух самурая, по­ беждающий превратности судьбы. Я не помню похожей игры в своём славянско-прибалтийском Рис. 1. Tumi-ishi. Правила игры очевидны. [http://www.omami.ru/shtuki/tumi-ishi/] . Fig. 1. Tumi-ishi. Rules of game are obvious. 1 Статья - победитель конкурса научно-популярных статей РФФИ, грант 13-05-11505, с небольшими изменениями. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz