Тиетта. 2013, N 1 (23).
95 Именно там, на Севере, подражая этим услы шанным песням, я начал придумывать нехитрые мотивы на собственные стихи и петь их у костра, не сообщая при этом своего авторства. Так я все рьёз начал писать песни, некоторые из которых до сих пор считаются «народными», такие, напри мер, как «Перекаты», «Снег» или «От злой тоски не матерись». История этой последней песни довольно примечательна. Я написал её в Туруханском крае в 1960 году как подражание «зековским» песням, которых наслушался к тому времени уже немало. Песня, видимо, прижилась. Уже на следующий год во время полевых работ, после какого-то са бантуя, наши рабочие, среди которых бывшие «зеки» составляли немалую часть, слегка подвы пив, стали петь старые лагерные песни и, к моему удивлению, спели эту мою. Поскольку был я ещё молод, глуп и тщеславен, то немедленно заявил о своем авторстве. Вот этого-то, оказывается, и нель зя было делать. Всё, что было мне сказано в ответ, практически на русский язык не переводится, а то, что переводится, может быть сведено к одной лаконичной фразе: «Ещё раз скажешь, что твоя, - пришьём». Угроза была вовсе нешуточной - на род в тех краях подбирался серьёзный. «Да за та кую песню, - кричали они мне, - надо всю жизнь страдать в зоне! Чтобы ты, фраер с материка, да такую песню придумал? Наша песня, всегда была нашей, понял?» Нашлись даже очевидцы, кото рые «собственными ушами» слышали эту песню в сороковых в лагерях под Норильском. Через много лет я снова встретился с этой своей песней в повести безвременно ушедшего из жизни магаданского писателя и геолога Олега Ку- ваева «Территория». Действие повести происхо дит на крайнем северо-востоке в районе Магада на. В ней описывается, как из Нагаевской губы под осень уходит «последний караван», жители соби раются на берег прощаться с уходящим северным летом и поют эту песню, «написанную каким-то местным автором». В середине восьмидесятых на Кольском п-ове, неподалеку от Мурманска, местные врачи пыта лись показать мне могилу того самого Городниц- кого, который «От злой тоски» написал. «Тут он сидел, тут же в зоне его и пришили... » Моей фа милии они не спрашивали. А несколько лет назад моё авторство этой песни было признано как раз представителями того самого контингента, кото рый когда-то его оспаривал. Я получил письмо из лагеря, расположенного в Ленинградской обл. где-то под Лугой. Письмо было подписано «члена ми общества книголюбов». «Дорогой Александр Михайлович, - было написано в письме, - мы лю бим ваши песни, особенно песню «От злой тоски», которую считаем своей». В конце письма были стандартные пожелания творческих успехов и сча стья в личной жизни. А в конце написано главное: «А ежели что - примем как родного»... Так проходили мои «северные универси теты». Иногда по ночам я просыпаюсь от писка комаров или крика пролетающей над палаткой птицы. Едкий запах густого белого дыма от бро шенного в разгорающийся костёр сухого ягеля щекочет мне ноздри, и кажется, что пора снова со бираться в маршрут. И тогда странная тоска овла девает мною, мешая вспомнить про срочные дела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz