Тиетта. 2013, N 1 (23).

80 ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ ... MOVIE, MOVIE, MOVIE... D.A. Dudioreva and D.A. Ermolaev speak on the movies shot in the Khibiny since the 1930's up to now. The Khibiny landscapes, all different in different seasons, are a splendid sceneryfor adventure and historical movies. С 1930-х годов и по сей день в Мурманской области снимают кино (табл.). Особенно при­ тягательными для кинематографистов являют­ ся Хибины и Кировск. Чаще всего на Кольском п-ове съёмки велись именно здесь. Конечно, не все снятые сцены потом входили в готовый фильм. Не все фильмы были закончены, плани­ руемые съёмки некоторых картин вообще не со­ стоялись. Тем не менее, по сей день сохранились художественные фильмы, в которых наш город и горы узнаваемы. Первым «хибинским» фильмом можно счи­ тать «Семеро смелых», снятый режиссером С. Ге­ расимовым в 1935 г. После перелёта В. Чкалова через Северный полюс и эпопеи с челюскинца­ ми тема покорения Севера стала востребованной. Поэтому появившаяся на экранах в 1936 г. карти­ на «Семеро смелых» стала «культовой». Множе­ ство эпизодов снимали в долине оз. М. Вудъявр и на базе ОПТЭ. Для съёмок в Хибины специаль­ но были привезены собачьи упряжки и аэросани. Позднее С. Герасимов вспоминал, что участники съёмок, подобно своим героям, осваивали лыжи и парашют в Хибинах, совершали многокиломе­ тровые переходы, попадали в настоящую пургу. Через два года, в 1937 г. он же снимал в Ки- ровске «Комсомольск». Именно С. Герасимов от­ крыл важное для кино свойство Кольского п-ова: его рельеф и природа столь богаты и разнообраз­ ны, что могут при необходимости заменить любой северный регион и не только его - «Комсомольск» был посвящён ударной стройке на Д. Востоке. Вместе с профессиональными актерами кировча­ не из массовки прорубали канал для положенно­ го по сценарию зимнего лесосплава. Хибинский материал полностью вошёл в окончательный вариант фильма. После С. Герасимова в Хибины снимать даль­ невосточные кадры приехали создатели легендар­ ного «Чапаева» - режиссеры-орденоносцы братья Васильевы. Кстати, это их творческий псевдоним, Васильевы были однофамильцами, а не родствен­ никами. Их картина «Волочаевские дни», которая снималась под Ленинградом, оказалась под угро­ зой срыва из-за целого ряда непредвиденных об­ стоятельств. Пришлось ехать снимать на Кольский Север. В массовке были заняты кировчане - около 250 человек, которые изображали то марширую- Рис. 1. Режиссёры Васильевы в редакции «Кировского рабочего», 1937 г. Fig. 1. Vasilievs film directors in «Kirovsky Rabochy» Editorial, 1937.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz