Тиетта. 2013, N 1 (23).
74 АБСТРАКТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА a b s t r a c t t h eo r y o f c o lo u r The Tietta Editor-in-Chief Prof. Yu.L. Voytekhovsky reports on the exhibition "Abstract theory o f color" o f the union "Stupeni" in the Geological Institute KSC RAS. The author believes, the escape o f the master from reality is hardly possible. He is woven with it by the paints, brushes and canvas. There is no dramatically great distance between abstract paintings o f contemporary artists and scientific theories. It's enough to open a text book on quantum mechanics or algebraic group theory... Осенью 2012 г. в Библиотеке им. Л.А. Гладиной г. Апатиты состоялась художественная выставка «Абстрактнаятеорияцвета»Санкт-Петербургского объединения «Ступени», вызвавшая резонанс в профессиональной среде и среди любителей искусства. После закрытия выставки - в январе 2013 г. - несколько работ экспонировалось на ху дожественной площадке Геологического инсти тута КНЦ РАН. Об истории создания объедине ния и творческом кредо рассказал автор проекта А. Долгушин. «Объединение "Ступени" организовано в 2009 г. и вызвано к жизни внутренней необходи мостью углубления теории и практики живописи. Мы опираемся на традиции мастеров Северной столицы с их масштабностью замыслов, богат ством и разнообразием концепций. Творческий идеал объединения - постижение абсолютной правды искусства от предметно-фигуративного до беспредметно-абстрактного, где есть символика и таинство природы. Мы рассматриваем форму как содержание пластики. В каждой форме кристал лизуется новое содержание. Чем точнее форма, тем глубже содержание. Чем свободнее абстрактная форма, тем внушительнее её звучание. «Форма - сосуд для содержания» - утверждал В. Фаворский. «Жизнь растёт новыми формами» - говорил К. Ма левич. Формирование большого стиля в искусстве - наша сверхзадача. Ядро объединения составля ют живописцы, готовые сотрудничать с архитекто рами, графиками, скульпторами, сценографами. Бытует мнение, что в искусстве есть две крайно сти: абстракционизм и натурализм. Вероятно, так оно и есть, н о . Академическому рисунку можно научить, но как научить абстрактной живописи и композиции? Каковы принципы построения бес предметной композиции? Интуиция или особен ное понимание гармонии? Близость абстракции к дизайну не противоречит моей натуре. Я с удоволь ствием ищу композиционные и колористические тонкости на холсте, где нет ничего из окружающей действительности, а есть уход в абсолютное искус ство, абсолютную гармонию. Да здравствует всё светлое, чистое, творческое, доброе и интересное!» Итак, жизнь продолжается! Потомки В. Кан динского и К. Малевича, М. Шагала и К. Петрова- Водкина через 100 лет после учителей ищут новые пути в абстрактном искусстве, решительно отри цая окружающую действительность, дружно рас творяясь в абсолютной гармонии . Это достойно уважения, потому что на самом деле трудно об рубить канаты, связывающие тебя с реальностью. Перечтите названия картин - и вы везде увидите её следы. Вот «Блики грёз». Грёзы - это, конечно же, из нереального. Но вот холст, по которому бегают их б л и к и . А вот «Отвлечённая световая композиция». Надо полагать, отвлечённая от ре альности, но всё же подразумевающая нечто, до пускающее построение композиции на свету ли, посредством света л и . Или «Грани явлений». Не расплывчатые контуры невесомых миражей, а почти осязаемые грани весомых я вл ен и й . «Хаос». Наверное, он может выглядеть и так. Но современное физическое понимание хаоса скорее конструктивно, чем деструктивно, скорее сози дательно, чем разрушительно, скорее объясняет возникновение структур, чем уводит от них в мир аморфного, бессознательного, интуитивного. Мне интересна всякая логически продуман ная художественная концепция. Пусть горизон тальная линия выражает идею стабильности, а вертикальная - наоборот. Построить художествен ную систему как аксиоматическую теорию? Поче му бы и нет! Скорее всего, из этого ничего не вый дет, потому что потребует бесконечного времени, неисчислимых холстов и невероятных красок для прорисовывания исходных определений, аксиом и теорем. Это - как в истинной философии, в каж дое мгновение долженствующей заново осмысли вать и проговаривать меняющийся мир, подправ лять резкость недремлющего зрачка. И ещё один момент почти всегда смущает меня на выставках абстракционистов. Как правило, авторы отталки ваются не только от «реальности», но и от изучаю щих её наук. Но так ли далеки современные науки и искусства? Сегодня наука устремилась в обла сти всё более эфемерных и всё менее стабильных структур. Языком научных теорий всё чаще ста новятся теория вероятностей и математическая статистика. Это - не утрата определённости, это новая определённость о всё более сложном и, как оказалось, очень неустойчивом мире. Ну, а корень квадратный из минус единицы вообще должен быть вышит на знамёнах абстракционизма. Полагаю, что объединение «Ступени», де кларируя уход от реальности «в абсолютное ис кусство, абсолютную гармонию», на самом деле ищет новый художественный язык для выраже ния гармонии этой самой, всё более сложной, ре альности. И это столь же важно, как развитие фи зической теории хаоса, квантовой механики или абстрактной теории гр уп п . Гл. редактор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz