Тиетта. 2013, N 1 (23).

74 АБСТРАКТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА a b s t r a c t t h eo r y o f c o lo u r The Tietta Editor-in-Chief Prof. Yu.L. Voytekhovsky reports on the exhibition "Abstract theory o f color" o f the union "Stupeni" in the Geological Institute KSC RAS. The author believes, the escape o f the master from reality is hardly possible. He is woven with it by the paints, brushes and canvas. There is no dramatically great distance between abstract paintings o f contemporary artists and scientific theories. It's enough to open a text book on quantum mechanics or algebraic group theory... Осенью 2012 г. в Библиотеке им. Л.А. Гладиной г. Апатиты состоялась художественная выставка «Абстрактнаятеорияцвета»Санкт-Петербургского объединения «Ступени», вызвавшая резонанс в профессиональной среде и среди любителей искусства. После закрытия выставки - в январе 2013 г. - несколько работ экспонировалось на ху­ дожественной площадке Геологического инсти­ тута КНЦ РАН. Об истории создания объедине­ ния и творческом кредо рассказал автор проекта А. Долгушин. «Объединение "Ступени" организовано в 2009 г. и вызвано к жизни внутренней необходи­ мостью углубления теории и практики живописи. Мы опираемся на традиции мастеров Северной столицы с их масштабностью замыслов, богат­ ством и разнообразием концепций. Творческий идеал объединения - постижение абсолютной правды искусства от предметно-фигуративного до беспредметно-абстрактного, где есть символика и таинство природы. Мы рассматриваем форму как содержание пластики. В каждой форме кристал­ лизуется новое содержание. Чем точнее форма, тем глубже содержание. Чем свободнее абстрактная форма, тем внушительнее её звучание. «Форма - сосуд для содержания» - утверждал В. Фаворский. «Жизнь растёт новыми формами» - говорил К. Ма­ левич. Формирование большого стиля в искусстве - наша сверхзадача. Ядро объединения составля­ ют живописцы, готовые сотрудничать с архитекто­ рами, графиками, скульпторами, сценографами. Бытует мнение, что в искусстве есть две крайно­ сти: абстракционизм и натурализм. Вероятно, так оно и есть, н о . Академическому рисунку можно научить, но как научить абстрактной живописи и композиции? Каковы принципы построения бес­ предметной композиции? Интуиция или особен­ ное понимание гармонии? Близость абстракции к дизайну не противоречит моей натуре. Я с удоволь­ ствием ищу композиционные и колористические тонкости на холсте, где нет ничего из окружающей действительности, а есть уход в абсолютное искус­ ство, абсолютную гармонию. Да здравствует всё светлое, чистое, творческое, доброе и интересное!» Итак, жизнь продолжается! Потомки В. Кан­ динского и К. Малевича, М. Шагала и К. Петрова- Водкина через 100 лет после учителей ищут новые пути в абстрактном искусстве, решительно отри­ цая окружающую действительность, дружно рас­ творяясь в абсолютной гармонии . Это достойно уважения, потому что на самом деле трудно об­ рубить канаты, связывающие тебя с реальностью. Перечтите названия картин - и вы везде увидите её следы. Вот «Блики грёз». Грёзы - это, конечно же, из нереального. Но вот холст, по которому бегают их б л и к и . А вот «Отвлечённая световая композиция». Надо полагать, отвлечённая от ре­ альности, но всё же подразумевающая нечто, до­ пускающее построение композиции на свету ли, посредством света л и . Или «Грани явлений». Не расплывчатые контуры невесомых миражей, а почти осязаемые грани весомых я вл ен и й . «Хаос». Наверное, он может выглядеть и так. Но современное физическое понимание хаоса скорее конструктивно, чем деструктивно, скорее сози­ дательно, чем разрушительно, скорее объясняет возникновение структур, чем уводит от них в мир аморфного, бессознательного, интуитивного. Мне интересна всякая логически продуман­ ная художественная концепция. Пусть горизон­ тальная линия выражает идею стабильности, а вертикальная - наоборот. Построить художествен­ ную систему как аксиоматическую теорию? Поче­ му бы и нет! Скорее всего, из этого ничего не вый­ дет, потому что потребует бесконечного времени, неисчислимых холстов и невероятных красок для прорисовывания исходных определений, аксиом и теорем. Это - как в истинной философии, в каж­ дое мгновение долженствующей заново осмысли­ вать и проговаривать меняющийся мир, подправ­ лять резкость недремлющего зрачка. И ещё один момент почти всегда смущает меня на выставках абстракционистов. Как правило, авторы отталки­ ваются не только от «реальности», но и от изучаю­ щих её наук. Но так ли далеки современные науки и искусства? Сегодня наука устремилась в обла­ сти всё более эфемерных и всё менее стабильных структур. Языком научных теорий всё чаще ста­ новятся теория вероятностей и математическая статистика. Это - не утрата определённости, это новая определённость о всё более сложном и, как оказалось, очень неустойчивом мире. Ну, а корень квадратный из минус единицы вообще должен быть вышит на знамёнах абстракционизма. Полагаю, что объединение «Ступени», де­ кларируя уход от реальности «в абсолютное ис­ кусство, абсолютную гармонию», на самом деле ищет новый художественный язык для выраже­ ния гармонии этой самой, всё более сложной, ре­ альности. И это столь же важно, как развитие фи­ зической теории хаоса, квантовой механики или абстрактной теории гр уп п . Гл. редактор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz