Тиетта. 2013, N 1 (23).

67 держащую калий, необходимый для удобрений, который до этого ввозился из Марокко. (Простим творческому человеку эту неточность: в состав хибинской руды, действительно, входит калий, но главный химический элемент апатита, полез­ ный растениям, это фосфор - Авт.). Я поехала туда. Работала в проектном отделе чертёжницей. Вечером училась в только что открытом горно­ химическом техникуме. Летом была на геологиче­ ской практике. Красота в Хибинах необычайная - горы вокруг круглого зелёного озера, небеса над ними. Снег на северных склонах в цирках лежал даже летом. Летом - незаходящее солнце, зимой - 3 месяца совсем без солнца - полной ночи! Толь­ ко луна и северное сияние, и на снегу - кружева- тени от низкорослых берёзок. Неутешные белые куропатки с чёрными глазками сидели на ветках. Романтика! Я была счастлива! Прожила там год с небольшим...». В 1933 г. М.Г. возвращается в Ленинград, что­ бы продолжить обучение в Ленинградском гор­ ном институте. «Поступила на геолого-поисковое вечернее отделение, а днем работала чертёжни­ цей в Институте механической обработки по­ лезных ископаемых (знаменитом «Механобре» - Авт.). Вышла замуж за Д.А. Тиме, работавшего в Механобре. Его послали в длительную коман­ дировку заведующим обогатительной фабрикой (очевидно, главным технологом. - Авт.) в Шор-Су (Узбекистан), на несколько лет, для налаживания процесса работы на фабрике». Пришлось ей взять академический отпуск и ехать в Ср. Азию, проу­ чившись в Горном институте всего полтора года. Весной 1935 г. М.Г. возвращается в Ленин­ град и поступает в Ленинградское художественно­ педагогическое училище (в июле 1919 г. оно пере­ ехало на Таврическую улицу, д. 35, и впоследствии неофициально именовалось «Таврическое учили­ ще» - Авт.). В конце 1930-х она разводится с Д.А. Тиме, в 1940 г. оканчивает училище и поступает на живописное отделение Ленинградского ин­ ститута живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, который по старой привычке называ­ ли Академией художеств. «В 1941 г. началась вой­ на! Мы, студенты, работали: рыли окопы и проти­ вотанковые рвы вокруг Ленинграда. Я была в рай­ оне Ручьёв и Девяткина. Потом работала на за­ воде Козицкого - в редакции по выпуску боевых листков. Был страшный холод и голод. Холод бы выдержала. Но у сестры Натальи двое маленьких детей разучились ходить от голода. Сидели око­ ло будильника и смотрели, когда им дадут кусо­ чек блокадного хлеба (невесть из чего сделанного), размером с кусок сахара. Учёба в Академии худо­ жеств продолжалась до февраля 1942 г. В февра­ ле Академию эвакуировали в Ташкент. Я не по­ ехала с Академией, а поехала в Чувашию вместе с сестрой, её детьми, где уже были в эвакуации наши родители. В эвакуации мы жили и работа­ ли в колхозе «Полянка» Ядринского района. Рабо­ тали в поле, косили, жали, пололи. Я часто езди- Рис. 2. «Автопортрет». Худ. М.Г. Тиме-Блок. 1930 г. Fig. 2. «Self-portrait» by M.G. Time-Block. 1930. ла в извоз: сдавали хлеб государству, возила сено с лугов, боронила и т.д. Всё это было впервые. Было трудно, но радостно, что участвуешь в очень нуж­ ном деле. В мае 1944 г. получила вызов от Акаде­ мии художеств на продолжение учёбы...» Несмотря на развод, семьи Блок и Тиме по- прежнему дружили. И в 1945 г. Д.А. Тиме, тяжело раненный на Ленинградском фронте, женится на её младшей сестре Анастасии. У них будет креп­ кая семья и двое сыновей Андрей (1946) и Михаил (1948), о которых так мечтал Д.А. А М.Г. в 1949 г. окончила институт им. Репина по мастерской Р.Р. Френца с квалификацией художника жи­ вописи и получила распределение в Тавриче­ ское училище, где проработала 20 лет. Вместе с ней в Таврическом училище работал её второй муж Леонид Алексеевич Оскорбин - известный художник-график, член Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны. Они по­ женились в конце 1940-х, но М.Г. сохранила преж­ нюю фамилию. В 1955 г. её приняли в Ленинград­ ское отделение Союза художников. В 1959 г. она во второй раз приезжает в Хи­ бины на 30-летний юбилей комбината «Апатит». «В 1958-59 годы ездила в Хибины, город моей юно­ сти, написала там серию пейзажей акварелью. В Ленинграде написала два холста: «Хибинцы 30-ых годов (58 человек)» и «Вид города Киров- ска». Там была моя персональная выставка. Хочу ещё съездить в Хибины, пока силы есть. Хочется написать там широкий, всеобъемлющий пей­ з а ж .» В 1969 г. М.Г. выходит на пенсию, у неё по­ является собственная художественная мастерская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz