Тиетта. 2013, N 1 (23).

4 странства толерантности суть обобщения клас­ сификаций, лежащих в основаниях всех есте­ ственных наук как первый шаг, требующий шага второго. Если классификации разбивают целое на части, то пространства толерантности возвращают им целостность (именно поэтому их часто называ­ ют классификациями с размытыми границами). Итак, концепция толерантности нетривиальным образом - через отношение неконтактирования минеральных зёрен - выражает идею целостности пространства горной породы. «Мерой m в множестве ЭТ называется ве­ щественная, неотрицательная, монотонная, ад­ дитивная и ограниченная функция с областью определения в некоторой алгебре 3 подмножеств множества ЭТ. Множество с мерой называется изме­ римым пространством» [5]. Применительно к про­ странству горной породы мерами будут: число ми­ неральных зёрен данного вида в некотором объёме пространства; их объёмы; площади их сечений, из­ меряемые под микроскопом и др. Таким образом, горная порода - измеримое пространство. «Множество ЭТ элементов любой природы называется метрическим пространством, если для его любых двух элементов i и j определено веще­ ственное число hj, называемое метрикой (расстоя­ нием) и обладающее свойствами: (i) h > 0, причём hij = 0 тогда и только тогда, когда i = j; (ii) hij = hji для любых i и j; (iii) для любых i, j, k выполнено hij + hjk > hik» [5]. Математика представляет боль­ шой список метрик, позволяющих вычислять расстояния между отдельными минеральными зёрнами и их любыми ассоциатами [4]. Многие метрики выражаются через меры, тем самым свя­ зывая разделы теории. Определение метрики позволяет построить следующий этаж теории для анализа простран­ ственных корреляций элементов в горной поро­ де. В терминах матероновской геостатистики ав­ тором построено представление о горной породе как пространственно распределённой случайной функции. Показано, что горные породы (по край­ ней мере магматического генезиса) не являются случайной мозаикой. Каждое минеральное зерно в них корректирует априорные вероятности мине­ ральных зёрен в своём ближайшем окружении [4]. В этом смысле кристаллическая горная порода - коррелированное (частично упорядоченное) про­ странство. Насколько сильны и каким физическим механизмом реализуются пространственные кор­ реляции - это составляет предмет специального исследования конкретной горной породы. Проблема возникновения жизни. Есть тема, объединяющая научное творчество двух выдаю­ щихся российских геологов - акад. В.И. Вернад­ ского и акад. Н.П. Юшкина. Это проблема воз­ никновения жизни как вселенского феномена. Ни один, ни другой, ни кто-либо ещё не дали её удовлетворительного решения. Но следует отдать должное мыслителям, осмелившимся и сумев­ шим содержательно говорить о ней. В.И. Вернадский обратился к проблеме жиз­ ни в рамках развиваемой им концепции биосфе­ ры, указав «на принадлежность жизни к таким же общим проявлениям реальности, как мате­ рия, энергия, пространство, время» [3, с. 155]. Он рассматривал жизнь на всех возможных уров­ нях иерархии: биологического индивида; биоло­ гического вида, проявленного в смене поколений; биоценоза; биокосной системы (например, по­ чвы); биосферы; наконец, космического явления. Нас в первую очередь интересуют два аспекта проблемы: вечность жизни и её специфическое отношение ко времени. Юшкин Н.П. Yushkin N.P. 1936-2012. Первый аспект содержится в следующем эм­ пирическом обобщении. «Между живыми и кос­ ными естественными телами биосферы нет пере­ ходов - граница между ними на всём протяжении геологической истории резкая и ясная» [3, с. 172]. Действительно, если, согласно принципу Ф. Реди, живое не произошло от косного, а третьего не дано, то жизнь существовала всегда. Очевидная предпо­ сылка тезиса - актуальная вечность вселенной [1]. Второй аспект обозначен, например, следую­ щей формулировкой. «Для тела живого организ­ ма отделить время от пространства невозможно. Смерть организма, не существующая в косных те­ лах биосферы, и есть такое отделение» [2, с. 191]. Из неё следует, что время дано живому не так, как косному. В отличие от косных, живые тела про­ живают отпущенное время активно (органично, имманентно). Окончание их времени обозначено качественным переходом (умиранием, прекраще­ нием жизни) без исчезновения их (жизни и вре­ мени) носителя - косного тела. Но тогда не явля­ ется ли жизнь как таковая вселенским часовым механизмом, фиксирующим феномен времени жизнями биологических индивидов, видов, био­ ценозов, биосфер? Представляется, это и имел в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz