Тиетта. 2013, N 1 (23).

53 Пос. Умба. Umba settlement. команду поворота, а потом разбудил находивше­ гося на мостике капитана и сказал ему, что вроде пора поворачивать. Капитан только взглянул и заорал: «Какой ... поворот! Стоп машина! Задний ход!» Но было поздно. Судно село на мель - сна­ чала на песок, а потом волнение подвинуло его на камни, появилась течь. Котёл пришлось срочно глушить во избежание взрыва. Ночью или утром подали сигнал SOS. Приш­ ли несколько судов, выстроились полукругом не­ далеко от «Воронежа», но спасать пассажиров не спешили за неимением спасательных средств. По отливу стали переправлять пассажиров на берег на ялике в сопровождении членов команды. Пер­ выми борт покинули молодые ребята из шко­ лы юнг. Это было разумно, потому что к берегу ялик вплотную подойти не мог. Ребятам прихо­ дилось прыгать в воду и быстро убегать, иногда на четвереньках, от приближающейся волны. Переправа продолжалась до начала прилива. В последний рейс ялик перевернуло. Матрос оседлал лодку и на ней через какое-то время ока­ зался у берега, а старпом - могучий мужчина весом за 100 кг - решил добираться до корабля вплавь. Доплыть-то он доплыл, но обессилел в ледяной воде и, поднимаясь по штормтрапу, со­ рвался почти с самого верха, с высоты в несколько метров. Упал он спиной на вентиль металличе­ ского плотика, находящегося у борта, и потерял сознание. Моментально два матроса прыгнули в воду и обвязали старпома канатом, обеспечив его бережную транспортировку на борт. Я думал, что старпом долго будет приходить в себя, но он уже через полчаса появился на верхней палубе. Тут же к нему подскочил шустрый турист из Москвы с вопросом: «Товарищ старший помощник, какие у нас планы?». И услышал в ответ: «Да планы-то у нас громадные: коммунизм строим». Ещё один штрих из эпопеи. Над «Вороне­ жем» завис вертолёт, и по лесенке на борт спу­ стился мужчина, прилетевший нас спасать из Кашкаранцев. Он сказал, что эвакуация пассажи­ ров продолжится на вертолёте. Первую партию, включаюшую весь наш отряд, собрали на палу­ бе, и через некоторое время появился вертолёт. Снизившись над судном, он вдруг снова набрал высоту и полетел в сторону Умбы. Житель Каш- каранцев неожиданно для себя пополнил ряды терпящих бедствие. На «Воронеже» мы провели двое суток, успокаиваясь при отливе, когда судно прочно стояло на мели, и волнуясь при приливах, когда оно начинало раскачиваться. Затем при­ было спасательное судно «Капитан Афанасьев» из Мурманска, и все пассажиры были переправ­ лены на борт полувоенного судна «Хибины». Его экипаж был изрядно «потрёпан» многодневным штормом и рвался на базу. В конечном счёте, не­ смотря на то, что мы находились совсем недалеко от конечного пункта нашего путешествия - Умбы, «Хибины» доставили нас в Архангельск. Выгрузи­ лись на причал, стоим у горы вещей и не знаем, что делать. У меня уже не было денег даже на то, чтобы поместить грузы в склад. Небольшой де­ легацией пошли в контору пароходства и к сча­ стью застали там начальника, трудившегося в субботу. Он отдал распоряжение разместить нас на сухогрузе «Сангарлес», идущем в Умбу, и по­ ставить на довольствие. Через несколько дней мы снова оказались в Умбе, а затем и в Апатитах. Так закончился этот особо памятный полевой сезон- путешествие. Если учесть, что родом я из Воронежа, а из окна моей квартиры видны Хибины, то представ­ ляете, как мне «повезло» летом 1967 г. Евзеров В.Я., д.г.-м.н., Апатиты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz