Тиетта. 2013, N 1 (23).
53 Пос. Умба. Umba settlement. команду поворота, а потом разбудил находивше гося на мостике капитана и сказал ему, что вроде пора поворачивать. Капитан только взглянул и заорал: «Какой ... поворот! Стоп машина! Задний ход!» Но было поздно. Судно село на мель - сна чала на песок, а потом волнение подвинуло его на камни, появилась течь. Котёл пришлось срочно глушить во избежание взрыва. Ночью или утром подали сигнал SOS. Приш ли несколько судов, выстроились полукругом не далеко от «Воронежа», но спасать пассажиров не спешили за неимением спасательных средств. По отливу стали переправлять пассажиров на берег на ялике в сопровождении членов команды. Пер выми борт покинули молодые ребята из шко лы юнг. Это было разумно, потому что к берегу ялик вплотную подойти не мог. Ребятам прихо дилось прыгать в воду и быстро убегать, иногда на четвереньках, от приближающейся волны. Переправа продолжалась до начала прилива. В последний рейс ялик перевернуло. Матрос оседлал лодку и на ней через какое-то время ока зался у берега, а старпом - могучий мужчина весом за 100 кг - решил добираться до корабля вплавь. Доплыть-то он доплыл, но обессилел в ледяной воде и, поднимаясь по штормтрапу, со рвался почти с самого верха, с высоты в несколько метров. Упал он спиной на вентиль металличе ского плотика, находящегося у борта, и потерял сознание. Моментально два матроса прыгнули в воду и обвязали старпома канатом, обеспечив его бережную транспортировку на борт. Я думал, что старпом долго будет приходить в себя, но он уже через полчаса появился на верхней палубе. Тут же к нему подскочил шустрый турист из Москвы с вопросом: «Товарищ старший помощник, какие у нас планы?». И услышал в ответ: «Да планы-то у нас громадные: коммунизм строим». Ещё один штрих из эпопеи. Над «Вороне жем» завис вертолёт, и по лесенке на борт спу стился мужчина, прилетевший нас спасать из Кашкаранцев. Он сказал, что эвакуация пассажи ров продолжится на вертолёте. Первую партию, включаюшую весь наш отряд, собрали на палу бе, и через некоторое время появился вертолёт. Снизившись над судном, он вдруг снова набрал высоту и полетел в сторону Умбы. Житель Каш- каранцев неожиданно для себя пополнил ряды терпящих бедствие. На «Воронеже» мы провели двое суток, успокаиваясь при отливе, когда судно прочно стояло на мели, и волнуясь при приливах, когда оно начинало раскачиваться. Затем при было спасательное судно «Капитан Афанасьев» из Мурманска, и все пассажиры были переправ лены на борт полувоенного судна «Хибины». Его экипаж был изрядно «потрёпан» многодневным штормом и рвался на базу. В конечном счёте, не смотря на то, что мы находились совсем недалеко от конечного пункта нашего путешествия - Умбы, «Хибины» доставили нас в Архангельск. Выгрузи лись на причал, стоим у горы вещей и не знаем, что делать. У меня уже не было денег даже на то, чтобы поместить грузы в склад. Небольшой де легацией пошли в контору пароходства и к сча стью застали там начальника, трудившегося в субботу. Он отдал распоряжение разместить нас на сухогрузе «Сангарлес», идущем в Умбу, и по ставить на довольствие. Через несколько дней мы снова оказались в Умбе, а затем и в Апатитах. Так закончился этот особо памятный полевой сезон- путешествие. Если учесть, что родом я из Воронежа, а из окна моей квартиры видны Хибины, то представ ляете, как мне «повезло» летом 1967 г. Евзеров В.Я., д.г.-м.н., Апатиты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz