Тиетта. 2013, N 1 (23).
52 Пароход «Воронеж». Steamer «Voronezh». плывёт в такой холодной воде. Вряд ли Виктору стало легче после объяснения, но к берегу он нас больше не прижимал. За 4 часа дошли до устья Пялицы, но на отливе войти в неё не смогли из-за мелей. Пришлось ждать прилива. Побывав в Пя- лице, с отливом вышли в сторону Сосновки. Со бирались дойти до р. Бабьей, но так замёрзли, что были вынуждены заночевать в Пулоньге. К сожа лению, наш мотор доработал только до конечного пункта нашего путешествия - устья р. Глубокой. Это примерно в 100 км от Чапомы. Почти весь обратный путь нам пришлось пройти на вёслах. Гребли парами по 40 минут. Ну и, конечно, изу чали межледниковые отложения в естественных разрезах, расчищая и документируя обнажения. В Пялице мы базировались в доме бывшей кол хозницы с редким именем и отчеством - Устино вой Апполинарии Филипповны 1894 г. рождения. Судя по её членской книжке рыбака - колхозника рыбацкого колхоза «Прибой» за № 133276, А.Ф. вступила в колхоз в 1931 г. В 1965 г. она вышла на пенсию по старости (пенсионное удостоверение от 10.03.1965). Мы вернулись в Чапому 10 августа. После ме сяца питания консервами захотелось чего-нибудь натурального. Получили в колхозе сливки и тво рог. Съели по целой миске, очень трудно было удержаться. Наказание не заставило себя ждать: всю ночь провели, шествуя в правление колхо за и обратно. Потом была работа в окрестностях Чапомы, небольшой переход (~30 км) на вёслах в Каменку, расположенную западнее, с работой на р. Каменке и р. Стрельне, и возвращение в Чапо- му. Оттуда полетели в Варзугу. На правом берегу р. Варзуги у Клетного порога в обнажении высо той более 30 м набрали столько образцов, что они еле помещались в рюкзаках. В аэропорту пилот не хотел пускать нас на борт, поскольку, по его словам, мы набрали слишком много багажа. Мой молодой коллега решил продемонстрировать пи лоту, что вещи совсем лёгкие, и лихо поднял один из рюкзаков. И тут на глазах изумлённой публи ки обе лямки лопнули. И всё-таки нам удалось долететь до Чаваньги, поработать там и в конце августа самолётом же вернуться в Чапому. Поле вой сезон был успешно завершён, образцы упако ваны, и мы сидели у моря, в буквальном смысле ожидая погоды. Дело в том, что в Чапоме пароход к берегу не подходил, а море штормило, и рыба ки сказали, что не смогут доставить нас к якорной стоянке. Вечером накануне прибытия рейсового судна мы поздно легли спать. На следующий день ни свет, ни заря отряд разбудил громкий стук в окно. Знакомый рыбак позвал нас срочно грузить ся в карбас. Море немного утихло, и появилась возможность выйти к судну. Всё произошло, как в сказке: пароход «Воронеж» появился вовремя, мы успешно погрузились на него, и только третий помощник капитана испортил настроение, осно вательно «повыступав», что мы в каюты внесём вместе со своими вещами насекомых. Вид у нас был далеко не цивильный, но упоминание насе комых было, конечно, лишним. Началась разме ренная комфортная жизнь: обед в ресторане, про гулки по палубе, отдых в каюте. Но такая жизнь оказалась недолгой. Вече ром на подходе к якорной стоянке у Кашкаран- цев мы с Н.С. Дедковым спокойно курили на па лубе. Машины остановились, потом опять зара ботали, а через некоторое время раздалась коман да: «Пассажирам занять свои места, одеть спаса тельные пояса, из кают не выходить!» Через неко торое время в нашей каюте появился матрос и за драил иллюминаторы. Кто-то спросил: «Мы что, в горы въехали?» Дело в том, что иллюминаторы располагались существенно выше ватерлинии. Матрос не удостоил нас вниманием. Начались ис терики. Среди пассажиров были женщины с деть ми. Спасательные пояса для них, конечно же, спа сательными не были, да и для всех прочих тоже. В ледяной сентябрьской воде долго не поплава ешь. Сидеть в каюте было невмоготу, выпускали только в гальюн, но рассмотреть что-то и оттуда не удавалось. Запомнилось бдение у выхода из каю ты, какие-то скрежещущие звуки, а затем булька нье воды и появление увеличивающейся на глазах лужи прямо перед каютой. Кто-то догадался оку нуть в воду палец и попробовать на вкус. С облег чением донеслось, что вода пресная, стало быть, не из-за борта. Поутру от членов команды узнали, что третий помощник капитана, стоявший на вах те, прозевал якорный створ Кашкаранцев и дал Спасательное судно «Капитан Афанасьев». Resque vessel «Captain Afanasiev».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz