Тиетта. 2012, N 4 (22).

ся около полувека. Она была среди тех, кто в 1960-х начал возрождать в стране этот вид декоративно­ прикладного искусства. В 1970-х её выставочные композиции уж е вышли за рамки обычной «юве- лирки», насыщаются смыслом , философией , эм о ­ циональностью . Т.Е. в те годы - активный участник ленинградских выставок «Ювелирная пластика», перевернувших наши представления о традици ­ ях, возможностях ювелирного искусства, значи­ тельно поднявших статус ювелира в иерархии художников. В р аботах Т.Е. с самого начала про­ слеживалось тяготение к классическим мотивам и ф ормам , её любимые темы - Петербург, его при ­ городы и художественные сокровища. Этот город сформировал её как художника, не случайно ему посвящен ряд композиций : «Прогулки по Эрми ­ тажу», «Летний сад», «Павловск», «Ораниенбаум» и другие. Они удивительно петербургские по на­ строению . Это ощущение создаётся пластикой строгих, лаконичных форм , сдержанной и гарм о ­ ничной цветовой гаммой . Важное м есто в её творчестве занимают при ­ родные поделочные и полудрагоценные камни. В одних композициях она отдаёт предпочтение прозрачным минералам , прежде всего горному хрусталю и раухтопазу, в других - насыщенным цветом поделочным камням: яшме, нефриту, л а­ зуриту и т.д. В её композициях камень обычно не­ сёт основную смысловую, композиционную роль и наделяется вторым, метафорическим планом . Он мож ет воплощать зыбкость сумеречных ощ у­ щений, бесконечность ночного мрака, быстротеч­ ность времени. Но и металл, чаще всего серебро, не пассивный фон для камня. Художник ум еет на­ ходить их гармонию , и на ней выстраивает слож ­ ный образ произведений. Т.А. - профессионал вы­ сочайшего класса, ювелирное качество её вещей великолепно. Работы всегда имеют удивительно точные названия, и это - тоже искусство. Но даже если бы автор их не называл, они - как музыка - и тогда возбуждали бы в нас м оре чувств. Ювелирное искусство - лишь одно из на­ правлений творчества В.И. Терещенко. Именно оно представлено в экспозиции . Получив в 1960-х профессиональное образование камнереза и юве­ лира, он по сей день совмещ ает работу над юве­ лирными произведениями с проектированием и исполнением изделий декоративно-прикладного 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz