Тиетта. 2012, N 4 (22).

дней в простуде и на р аботу вышел накануне пер ­ вомайских праздников. Мой рабочий стол был загромождён большим камнем , на нём что-то рисовал бойким карандашом , не замечая ничего вокруг, незнакомый художник. Он был красив и широкоплеч, настоящий атлет, под висячей л ам ­ пой блестели зачёсанные назад густые светлые волосы. < . > Сила в нём чувствовалась большая, а исходил от него словно бы электрический ток, тот самый mens sana - здоровый дух в здоровом теле. Спокойный и раскованный, мужественный и правдивый, П.В. стал навсегда для меня обр аз­ цом человеческого достоинства» [Ibid., с. 157, 158]. В 1925 г. ввиду крайне тяжёлого материально­ го положения П .В. Новиков написал заявление в Академическую комиссию Исполнительного бюро о предоставлении отсрочки до осени для сдачи предметов за младшие курсы. К указанно­ м у сроку ликвидировать задолженность не смог и был отчислен с III курса графического факультета. Рисунок П.В. Новикова в поддержку аэроклуба. N.P. Novikov's painting to support aeroclub. П.В. устоял перед очередным ударом судьбы. В 1926 г. он написал заявление уполномоченному Н ародного коми ссариата просвещения с прось­ бой восстановить его в правах студента Академии художеств. К заявлению была приложена аттеста­ ция профессуры . «Студент III курса графического факультета Академии художеств П . Новиков в те­ кущем учебном году проявил наивысшую актив­ ность, ответив на все задания, и большую у сп еш ­ ность, получив при оценке своих р абот лучшие категории, являясь одним из наиболее одарён ­ ных и активных в настоящее время на курсе, он принадлежит к тем немногим , которые ведут за собой весь курс, заставляя подтягиваться осталь­ ных. Вот почему его исключение является крайне нежелательным для факультета», - говорилось в черновике ходатайства профессуры за подпися­ ми профессоров В. Конашевича, В. Замирайло и Д . Митрохина (научный архив Российской Акаде­ мии художеств). Согласно протоколу заседания от 19 м арта 1926 г., ходатайство о восстановлении было отклонено. В 1932 г. П .В. по заданию Сою за Советских художников приезж ает в Хибиногорск. Большая стройка, природа и горный ландшафт Крайнего Севера увлекают его. Через год на собственные средства он вновь приехал в Хибиногорск с ж ела­ нием завершить работу по созданию альбома ви­ дов Хибиногорска. «Основная цель этого приезда - создание огромной серии картин о хибиногор- ских промышленных строительных и других объ ­ ектах», - отмечал он в интервью «Хибиногорско- му рабочему» [№ 260. 12.11.1933. С. 4]. 30 октября 1933 г. в рабочей консерватории (школе искусств, рис.) состоялась первая выставка. «Ширится ин­ терес широких м а сс трудящихся к Хибиногорску. И мы наряду с отображ ением в художественной литературе имеем уж е отображение Хибиногор- ска в изобразительном искусстве. Пионером в этом деле, упорно и упрям о возвращ ающимся к Хибиногорской теме, является художник Нови ­ ков. Многие работы художника ещё в карандаше, многое является только собирательным м атери а­ лом для будущих работ, но тем больший интерес представляет выставка для Хибиногорской общ е­ ственности, для тех, кто является непосредствен­ ными строителями Хибиногорска, для тех, кото­ рые видели и видят, как Хибиногорск растёт, для тех, кто осязает большое будущее Хибиногорска» [Бункин П . К предстоящ ей выставке картин ху ­ дожника Новикова // Хибиногорский рабочий. № 250. 29.10.1933. С . 4]. С 11 по 13 ноября 1933 г. по желанию отдель­ ных организаций , в частности, городского Отдела народного образования, выставка была устроена в ФЗД (фабрично-заводская десятилетка) № 10. «Я хотел бы, чтобы выставка м оих картин была осмотрена широчайшими кругами хибиногор- ской общественности с тем , чтобы получить от этого о см отр а соответствующие и, конечно, цен­ ные выводы и пожелания, которые, несомнен­ но, окажут в моей работе большую поддержку», - отмечал П .В. [Хибиногорский рабочий. № 260. 12.11.1933. С. 4]. На выставку приходили хибиногор- цы разного возраста, независимо от степени обра­ зованности. «Выставка прошла довольно оживлён­ но - посетители, при участии автора, принимали горячее участие в обсуждении работ» [Смирнов А. Выставка картин художника Новикова // Ibid.]. Вот некоторые отзывы с выставки (рис.). «Я не художник и слабо разбираюсь в картинах: их смыс­ ле, теме и прочее, но увиденные картины произвели на меня хорош ее впечатление, особенно картины, отделанные красками. Прекрасно сделан портрет Сталина. Работ положено много. Этого нельзя не ценить, и главное, картины Новикова - это огром ­ ный шаг в культуре. 13/XI-33». «Посмотрев выстав­ ку тов. Новикова, можно увидеть, с какой любовью данный художник отнёсся к показу социалистиче­ ского городка на крайнем Севере. Выставка пока­ зывает всю жизнь г. Хибиногорска и его строитель­ ство. Моё пожелание этом у молодому советскому художнику впредь также показывать достижения 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz