Тиетта. 2012, N 4 (22).

Каменный всплеск. Stone splash. Кольское заполярье. Polar Kola. Сердце Хибин. Heart of Khibiny. Раннее утро на оз. Имандра. Early morning at Imandra lake. Геологический институт КНЦ РАН и «Тиет- та» продолжают знакомить своих сотрудников и гостей с различными проявлениями современно­ го искусства. Н а сей раз обитателем гостеприим ­ ных стен стали фотоработы А .А . Коржукова. Основной жанр в творчестве А .А . - пейзаж , что становится традицией местных ф отохудож ­ ников. Впрочем , это вполне объяснимо. Кр асо ­ та северной природы завораживает, воспевается художниками и поэтами , множится в живописи, графике и фотографии. Н е ошибусь, если скажу, что большинство местных художников - пейзажи ­ сты. Н о пейзажная фотография, несмотря на по­ пулярность (и благодаря этом у) - жанр коварный. С одной стороны - благодатная натура, с другой - как любая красивая модель, она требует от ху ­ дожника не просто отражения красоты, но пои с­ ка новых ракурсов, тщательной работы с цветом и светом - словом , неизбежно ставит вопрос о ху ­ дожественной ценности работ. Он возникает у са­ мих художников и у зрителя, особенно у местно­ го зрителя, ежедневно наблюдающего красоты из окна. Бывает и так, что любительская фотография, впопыхах сделанная грибником «мыльницей» в ближнем лесочке, даёт фору профессиональным пейзаж ам , после компьютерной обработки боль­ ше похожим на ф отообои , чем на художественное произведение. А ведь зрителям так хочется худо­ жественности - тонкой передачи цвета, игры све­ та, необычных сюжетов. Ведь и в пейзажном жан ­ ре они допустимы и даж е необходимы . Хочется видеть в фотографии художественный поиск, по­ пытку увидеть в обычной вещи что-то оригиналь­ ное, авторское, что и превращает её в произведе­ ние искусства. В этом и состоит прелесть общения фотографа и зрителя - увидеть вещь или событие глазами автора в новом качестве, цвете, ракурсе, услышать историю , рассказанную художником . В творчестве А .А . есть такие работы , истории , персонажи . «Баркас» - монументальный, одино­ кий, заброшенный исполин, возвышающийся на б е р е г у . Старый дом , превращенный худож ­ ником в героя ранчо на «Диком З а п а д е » . Остов старой лодки, давным-давно вернувшейся «И з по­ следнего похода» и ведущей разговор с уш едшим в воду, таким же старым деревянным м о с т к о м . Поиски художественной формы привели А.А . к созданию серии работ, объединённых названием «Зеркальные миры» и художественным приёмом - съемкой отражений в воде. Приём не нов, опти­ ческие иллюзии - одна из любимых «игрушек» фотографов, вспомним выставку А.С . Пустовой- та «Отражения» в Геологическом институте КНЦ РАН в 2010 г. Тема отражений А .А . - небо, опроки ­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz