Тиетта. 2012, N 4 (22).

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬИ RECIPE OF AN EDUCATIONAL ARTICLE The Tietta Editor-in-Chief Prof. Yu.L. Voytekhovsky provides a "recipe" of a will-do educational article. Despite its humorous sounding, the very article proved quite serious, being dedicated to natural orders and variety of convex polyhedra. It follows up the author's previous publications in The Tietta. Научно-популярные статьи заинтересовы ­ вают юношество, ориентируют его проф ессио­ нально, обеспечивают передачу накопленного знания, формируют научное мировоззрение, р а с­ ширяют кругозор состоявшихся научных р абот­ ников, перебрасывая мостики в смежные области знания, провоцируя рождение идей на м ежди с­ циплинарных границах. Одним словом - вещь полезная. П о этом у различные фонды ежегодно поощряют авторов. Н о кто должен писать научно­ популярные статьи? Тут мнения расходятся. Ясно, что про науку должны писать профессионалы . Н о одни считают, что это удел неудачников, «крупным учёным» - недосуг. Другие робею т их писать, понимая, что это - особенный жанр. П ер ­ вая точка зрения опровергается тем , что лучшие популяризаторы науки - именно крупные учё­ ные. В минералогии достаточно назвать имя акад. А .Е . Ферсмана. Н а этом оставим снобов с их за­ блуждением . Дальнейшее написано для тех, кто не потерян для «Тиетты», «Природы», «Науки и жизни» и других научно-популярных журна­ лов. Предлагаю рецепт приготовления сносной научно-популярной статьи. Сносной - поскольку рецепта приготовления талантливого произведе­ ния просто нет. Как начать статью? Можно с заковыристой мысли. Я протягиваю руку и беру из стопки ли ­ тературных новинок эссе современного француз­ ского философа Ж. Рансьера. Открываю наугад: « .. .Н ем ое письмо - та речь, которую сами по себе ведут немые вещи. Это сила означивания, запи ­ санная прямо на их телах и подытоженная сло­ вами Новалиса, поэта-минералога, «всё говорит». Всё есть след, остаток или окаменелость. Любая чувственная ф орма, начиная с камня или ракуш ­ ки, говоряща. Каждая из них несёт записанными в слоях и извивах следы своей истории и знаки сво­ его предназначения. Литературное письмо пред­ стаёт тогда расшифровкой и переписыванием надписанных на вещах исторических з н а к о в . Ве­ ликим поэтом новых времён является отнюдь не Байрон, очеркист душевных смут, а Кювье, геолог, натуралист, который воссоздаёт обитателей ж и ­ вотного мира по одной кости, а леса - на основе окаменевших отпечатков» [1, с. 35-36]. Здесь уместно напомнить о прозвучавших именах. Новалис - Георг Фридрих Филипп Фрай- хер фон Гарденберг (1772-1801, рис.) - прозаик, поэт, мистик, один из наиболее известных пред­ ставителей немецкого романтизма. С амое круп- ное произведение - неоконченный роман «Ген­ рих фон Офтердинген», посвящённый духовным исканиям главного героя. И хотя Новалис отдаёт приоритет в познании мира поэту, а не учёному - этот роман , как и прочие его произведения, так или иначе насыщены замечательными размыш ­ лениями о гармонии в природе. Одна из самых ярких метаф ор - работа рудокопа как постиж е­ ние мира, углубление в его тайны. Несомненно, это следствие учёбы во Фрайбергской горной ака­ демии в 1797-1798 гг. Геологи, большей частью ро ­ мантики и поэты , не останутся равнодушными к творчеству Новалиса. Жорж Л еопольд Николас Фредерик Кювье (1769-1832, ри с.) - один из крупнейших естество­ испытателей своего времени, основатель сравни­ тельной анатомии и палеонтологии, автор тео­ рии катастроф . Биографы ставят акцент на том или ином аспекте творчества. Мне самой яркой заслугой кажется его умение восстановить облик животного по отдельным костям . Это - гимн це­ лостному, гармоничному восприятию природы . Тут Кювье не менее изощрён в научных фантази­ ях, чем Новалис. Далее можно развить любую сюжетную ли­ нию. Мне больше нравится образ поэта. Беру с полки редкое издание Новалиса. Что ни страница, то романтический пассаж ! «Люди идут многооб­ разными путями. Кто ими проходит и сравнивает их, тот увидит, что возникают причудливые фи­ гуры; фигуры эти , которые кажутся принадлежа­ щими к той великой тайнописи , можно заметить 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz