Тиетта. 2012, N 3 (21).

Ромашки. Одиночество. 2003. 67 x 57. Ox-eye daisies. Loneliness. 2003. 67 x 57. В интересном положении. 2010. 58 x 78. In delicate condition. 2010. 58 x 78. ловеке гармонично сочетаются оба этих начала. Работы нашего уральского физика С.Л. Вотяко­ ва - прекрасное тому подтверждение. Он талант­ ливый учёный и самобытный художник с ярким восприятием мира. На мой взгляд, одинаково ин­ тересны его пейзажи, натюрморты, портреты. Во всех картинах ощущается настроение автора, они подкупают искренностью и неповторимой мане­ рой исполнения» (председатель УрО РАН акад. В.Н. Чарушин). «Права народная мудрость: «Уж если человек талантлив - он талантлив во мно­ гом». Природа наделяет иных и умом, и врождён­ ным чувством прекрасного, и чистой душою. Но при этом человек должен дать выход своему да­ рованию, не подвести ленью и нерадением. С.Л. не занимать ни энергии, ни беспокойства души» (акад. РАН В.А. Коротеев). «Профессия учёного-минералога сказалась на творчестве С.Л. Контрастность и причудли­ вость сочетания красок в природе легко угады­ вается в его своеобразной живописной манере. Привычка общения с научными абстракциями также отразилась в его картинах. Цветы, пейзажи, смелые вариации... Мотив, настроение, тональ­ ность более реальны для художника, чем пред­ меты и сюжеты, история и ф а к ты . Перед тобою, зритель, свободный мир художника. И это самое главное. Он открыт тебе и живёт только по твоим законам. То, что видится каждому, только то и су­ ществует» (искусствовед А. Глазырин). Осознанно или нет, живопись С.Л. импрес­ сионистична и концептуальна. Есть в ней что-то от сердца и ума, от лирики и физики, с явным акцен­ том на приглушённые тона, изломанные линии, гротескно искажённые фигуры. В целом - тревож­ н о . Не оттого ли, что автор - профессиональный физик и лучше многих других понимает ответ­ ственность человека за судьбу мира? Вспомним расщеплённый атом. С ним опасно, но без него уже нельзя. Уверен, к этой тревоге присоединятся и геологи. Вспомним безжизненные ландшафты вокруг уральского Карабаша, кольских Никеля и Мончегорска, сибирских Норильска и Талнаха. В этом ли причина тревоги художника? Он впра­ ве молчать, пряча ответ в озорном прищуре. За него говорят картины. Давайте смотреть и думать. По крайней мере, в этом есть смысл. ВойтеховскийЮ.Л., д.г.-м.н., проф., Апатиты 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz