Тиетта. 2012, N 3 (21).

ных вёсел (4 гребца одновременно). Нам повезло: инструктором группы был выдающийся знаток Алтая Тигрий Георгиевич Дулькейт (1929-2006). Он показал нам свой родной Алтын-Кёль (по- алтайски «Золотое озеро») во всей красе (рис. 2, 3). Незабываемое впечатление: Байкал в масштабе 1:10, первозданная кедрово-пихтовая тайга, высо­ кие хребты со скальными обрывами и грохочущи­ ми прямо в озеро водопадами. Речка Аю-Кечпес («Медведь не пройдет»), водопад Корбу («Зелёный побег», рис. 4), р. Куркуре («Пояс, опоясывающий гору»). Каменный залив (рис. 5) - один из самых на огромная страна была вполне доступна любо­ му гражданину Советского Союза. А другой сту­ дент решил, что впечатление от Горного Алтая будет неполным без поездки по легендарному Чуйскому тракту, протянувшемуся на 630 км от Бийска до Монголии (проложен в первой тре­ ти ХХ в.). Как поётся в песне: «Есть по Чуйскому тракту дорога, // Ездит много по ней шоферов». И вот автобус до Горно-Алтайска, паром на ле­ вый берег «бирюзовой» Катуни. И пеший оди­ ночный двухдневный маршрут (да какой!) вдоль великой алтайской реки: тёплое реликтовое оз. Рис. 4. Водопад Корбу. Рис. 5. Каменный залив. Fig. 4. Corbu waterfall. Fig. 5. Rocky bay. диких углов в северном конце Телецкого озера, округлый по форме, среди хаоса скал, торчащих из воды. По новейшим геологическим данным, он образован упавшим 40 тыс. лет назад метеоритом, на дне обнаружены его оплавленные фрагменты. Затем состоялся сплав на другой огромной лодке по Бии (8 крупных порогов в верхнем течении) до г. Бийска (рис. 6). А деньги всё не кончались! Здесь наши пути разошлись. Мой товарищ отправился по желез­ ной дороге маршрутом: Бийск - Алма-Ата - Таш­ кент - Бухара - Самарканд - Ашхабад - Крас- новодск - Баку - Тбилиси - Сочи - Ленинград. Сейчас об этом и подумать смешно, а в те време- Ая, Манжерокские пороги, Тавдинские пещеры, красивейший Камышлинский водопад и выход в п. Усть-Сема. Затем на бензовозе с легендарным водителем Серафимом Ивановичем Чичиновым (30 лет на тракте) через перевалы Семинский и Чикетаман, по берегам Катуни и Чуи до п. Мёны Кош-Агачского района. Огромные встреч­ ные стада из Монголии на Бийский мясокомби­ нат (в стаде до 10 тыс. овец и яков-сарлыков на 5 верховых русских пастухов-перегонщиков, 40 дней пути) на бомах (рис. 7) - узких участках до­ роги по полкам горных склонов (вниз - обрыв на 200 м, вверх - крутяк на 500 м). Рыжие горы, зе­ лёная вода, синее небо. От п. Мёны мой путь - на 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz