Тиетта. 2012, N 3 (21).

ника», который должен вести обязательно все отряды, который знает мудрую тиетту (науку) и рассказывает им, лопарям, о множестве всяких интересных вещей» [2, с. 277] (рис. 3). К саамской теме А.Е. Ферсман не раз возвра­ щался в книге «Воспоминания о камне». Она на­ писана в 1940 г., когда были заложены новые горо­ да, промышленное освоение Кольского п-ова шло полным ходом. Преобразовательный пафос, идеи превращения хаоса - в космос, дикости - в циви­ лизацию, почти сказочной предыстории - в исто­ рию определяют риторику текста. «Новые люди, молодое поколение - не без ошибок, но полное искренней любви к делу - сумело сломать это ста­ рое, и новый, самый молодой город Советского Союза вырастает там, где на курьих ножках стоял сарайчик старого саами Архипова, где на Лумбол- ке имела свою избушку его сестра Матрёна, где нетронутой белела целина сплошного ягельного мха» [11, с. 69]. Старый саам Архипов - это, надо полагать, легендарный проводник Калина. Одному из авто­ ров (Е.П.) довелось беседовать с Г.Д. Рихтером, тем самым географом, который привёз в Питер непо­ нятные образцы из Монче-тундры, позволившие А.Е. Ферсману предположить наличие медно­ никелевых руд в этих местах. Г.Д. в это время со­ ставлял карту побережья оз. Имандра. Прово­ дником у него был Калина Архипов. С помощью доступных приборов учёный определял направ­ ления береговых линий. Калина, как правило, по­ правлял его, иногда до градуса, и как утверждал Г.Д., всегда был более точен, подтверждая тем са­ мым бытовавшее среди путешественников убеж­ дение в необыкновенном чутье саамов в выборе направлений. Думается, во многом благодаря А.Е. Ферсману, К.И. Архипов превратился в сим­ волическую фигуру «первонасельника» г. Монче­ горска. Ему и его семье посвящены многочислен­ ные стихи, экспозиция в городском краеведческом музее, живописные полотна, детально иллю­ стрирующие приведенное описание. При этом А.Е. Ферсман не был бы собой, если бы не вложил в его уста следующие слова: «Нет нам места больше на Монче-губе. Хоть бы в музей нас взяли» [11, с. 69]. Как «музейное», так и актуальное воспита­ тельное и идеологическое значения традицион­ ной культуры А.Е. Ферсман понимал в полной мере, судя по тому, как он умел их использовать. Кажется, нет ни одного историко-краеведческого произведения, в котором бы не излагалась исто­ рия о «саамской крови» - эвдиалите. Он так пере­ сказал в литературной форме вариант предания о борьбе с внешними врагами, что в «народ­ ном», «исконном» названии минерала закре­ пился эпитет «саамская кровь». Для этого ему пришлось подчеркнуть в сюжете не итоговый момент победы, а минуты поражения: шведы стали побивать саамов, капли их крови остались на камнях [11, с. 18]. Тем самым А.Е. Ферсман, в первую очередь, прославил минерал, который стал одним из местных символов. Но по саам­ ской версии, камни сохранили кровь врага, о чём свидетельствуют фольклорные тексты [12]. Дума­ ется, сам образ - камня с пятнами крови - при­ надлежит учёному. В авторских примечаниях А.Е. Ферсман приоткрыл правду, хоть и с оговор­ кой. «Легенда рассказана была мне местной саами Аннушкой Кобелевой в 1923 г. Кажется, я сам ей подсказал связь разбрызганной крови с красным минералом, хотя имеется и другое саамское ска­ зание - гибель Чуде-Чуэрвя, в которой говорится: "А из его колена кровь капала, и там, где упала кровь, стали красные камни"» [11, с. 170]. Думается, будучи наделённым исключи­ тельными культуротворческими способностями, А.Е. Ферсман вполне сознательно творил «миф о Кольском Севере» в целом и в деталях - вроде «са­ амской сказки» об эвдиалите. Естественно, что по устойчивому культурному образцу на Кольском Севере был сотворен миф о самом А.Е. Ферсма­ не. Это стало возможным лишь потому, что речь идёт о личности, преобразившей вокруг себя со­ циальное пространство. Список литературы 1. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1364. 2. Александр Евгеньевич Ферсман. Жизнь и деятель­ ность. М.: Наука, 1965. 3. Сорокажердьев В. Ферсман // Он особой светел кра­ сотой. Сб. стихов о Мончегорске / Сост. А.М. Пар- шутина. Мончегорск, 2001. С. 67-68. 4. Бондарев А. Хибиниада. Апатиты, 2004. С. 12. 5. Разумова И.А. Несказочная проза провинциально­ го города // Современный городской фольклор. М.: Изд-во РГГУ, 2003. С. 548-549. 6. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Энци­ клопедия. Т. 1. М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 509. 7. Ферсман А.Е. Три года за Полярным кругом. М.- Петроград: Изд-во «Молодая гвардия», 1924. С. 22-23. 8. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Успенский Б.А. Избр. тр. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Наука, 1996. С. 433-459. 9. Успенский Б.А. Мена имен в России в историче­ ской и семиотической перспективе // Успенский Б.А. Избр. тр. Т. 2. Язык и культура. М.: Наука, 1996. С. 187-202. 10. Чужое имя // Канун. Альманах. Вып. 6. СПб., 2001. 11. Ферсман А.Е. Воспоминания о камне. М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1974. С. 101-102. 12. Разумова И.А. Второе имя. Феномен «парности имён»» по современным рассказам об имянаречении // Чужое имя. Канун. Альманах. Вып. 6. СПб., 2001. С. 337-359. 13. Географический словарь Кольского п-ова. Т. 1. Л., 1939. Пация Е.Я., Разумова И.А., д.и.н. ЦГПКНЦРАН, Апатиты 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz