Тиетта. 2012, N 3 (21).

Слева: Искушение Христа в пустыне. Икона. Около 1778 г. Дерево, темпера. Рыбинский государственный историко­ архитектурный ихудожественный музей-заповедник. Фото: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1993. Справа: г. Каранталь (г. Искушения). Фото автора. Left: Vade retro, Satana. Icon. About 1778. Wood, tempera. Rybinsky State Historical-Architectural and Artistic Reserve Museum. Photo: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1993. Right: Karantal town (Iskusheniya (Temptation) town). Photo by author. тельной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включа­ ют важнейшие характеристики сущего: онтологи­ чески оно отлично от обыденного бытия и отно­ сится к высшему уровню реальности» [1]. Что может дать такой подход геоморфоло­ гу? Практически - ничего. Но уверенность коллег в том, что их работа этична, а профессиональная методология применима к более широкому кругу объектов, чем принято считать, может иметь сти­ мулирующее значение. Чем шире мы смотрим на мир, тем эффективнее наши усилия в рамках спе­ циальных задач. Осознание евангельской истины о примате духовного над материальным (эпиграф) тоже весомо. Использование идей сакральной геоморфологии проиллюстрируем примерами. Так, показано, что геоморфология как наука этич­ на [2]. К профессиональной гордости геоморфо­ логов отнесём то, что изображение рельефа в рус­ ской иконографии имеет духовный смысл (рис.). «Лещадный» тип рельефа - единственный объ­ ект среды в иконописном каноне православия [3]. В живописи Джотто явлен возврат к объёмности изображения и геоморфологический реализм в рисовании «лещадного» рельефа [4]. На первый взгляд, тексты Священного пи­ сания весьма далеки от геоморфологии. Но по­ пытка естественнонаучного толкования лишь не­ большого фрагмента Книги Бытия [5] позволяет взглянуть на библейские тексты как обильный ис­ точник знаний, выраженных образным языком и пришедших к нам из глубины человеческой исто­ рии. В Гл. 1 Книги Бытия, собранной книжником Ездрой примерно 2500 лет назад, предугадана эволюция Земли как планеты, органического и неорганического мира, до антропогенеза. Выполнен анализ геоморфологической по­ зиции православных монастырей [6]. Как прави­ ло, именно она была определяющей. Орографи­ ческое обособление от окружающих пространств (остров, гора, пещера, устья рек и т.п.) обеспечи­ вало обитателям монастырей естественную за­ щиту от сует внешнего мира, повседневного, обы­ денного. Выбор мест для устроения городских монастырей определялся большей частью иными причинами: святостью места, близостью к пастве, социальным, культурным и экономическим цен­ трам, эстетическими соображениями. Значение геоморфологического фактора в расположении монастырей подчёркивается обилием орографи­ ческих элементов в названиях обителей: остров, гора, пещера, устье и т.д. Отличительная черта исследований в об­ ласти сакральной геоморфологии - их «непраг- матичность». Они редко привлекают внимание издателей толстых ярких журналов. Счастливая идея автора - рассказать о своих непрактичных результатах читателям «Тиетты». Список литературы 1. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. http://iph.ras.ru/elib/2625.html. 2. Левинтов М.Е. Об этическом в геоморфологии // Тиетта. 2011. № 1(15). С. 18-21. 3. Idem. Рельеф в православных иконах // Тиетта. 2011. № 2(16). С. 13-18. 4. Idem. Геоморфологизм живописи Джотто. 2011. Рукопись. 5. Idem. Попытка естественнонаучного толкова­ ния текстов Книги Бытия. 2009. Рукопись. 6. Idem. Геоморфологическая позиция русских монастырей. 2011. Рукопись. Левинтов М.Е., к.г.н., Москва 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz