Тиетта. 2012, N 3 (21).
Слева: Искушение Христа в пустыне. Икона. Около 1778 г. Дерево, темпера. Рыбинский государственный историко архитектурный ихудожественный музей-заповедник. Фото: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1993. Справа: г. Каранталь (г. Искушения). Фото автора. Left: Vade retro, Satana. Icon. About 1778. Wood, tempera. Rybinsky State Historical-Architectural and Artistic Reserve Museum. Photo: http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=1993. Right: Karantal town (Iskusheniya (Temptation) town). Photo by author. тельной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включа ют важнейшие характеристики сущего: онтологи чески оно отлично от обыденного бытия и отно сится к высшему уровню реальности» [1]. Что может дать такой подход геоморфоло гу? Практически - ничего. Но уверенность коллег в том, что их работа этична, а профессиональная методология применима к более широкому кругу объектов, чем принято считать, может иметь сти мулирующее значение. Чем шире мы смотрим на мир, тем эффективнее наши усилия в рамках спе циальных задач. Осознание евангельской истины о примате духовного над материальным (эпиграф) тоже весомо. Использование идей сакральной геоморфологии проиллюстрируем примерами. Так, показано, что геоморфология как наука этич на [2]. К профессиональной гордости геоморфо логов отнесём то, что изображение рельефа в рус ской иконографии имеет духовный смысл (рис.). «Лещадный» тип рельефа - единственный объ ект среды в иконописном каноне православия [3]. В живописи Джотто явлен возврат к объёмности изображения и геоморфологический реализм в рисовании «лещадного» рельефа [4]. На первый взгляд, тексты Священного пи сания весьма далеки от геоморфологии. Но по пытка естественнонаучного толкования лишь не большого фрагмента Книги Бытия [5] позволяет взглянуть на библейские тексты как обильный ис точник знаний, выраженных образным языком и пришедших к нам из глубины человеческой исто рии. В Гл. 1 Книги Бытия, собранной книжником Ездрой примерно 2500 лет назад, предугадана эволюция Земли как планеты, органического и неорганического мира, до антропогенеза. Выполнен анализ геоморфологической по зиции православных монастырей [6]. Как прави ло, именно она была определяющей. Орографи ческое обособление от окружающих пространств (остров, гора, пещера, устья рек и т.п.) обеспечи вало обитателям монастырей естественную за щиту от сует внешнего мира, повседневного, обы денного. Выбор мест для устроения городских монастырей определялся большей частью иными причинами: святостью места, близостью к пастве, социальным, культурным и экономическим цен трам, эстетическими соображениями. Значение геоморфологического фактора в расположении монастырей подчёркивается обилием орографи ческих элементов в названиях обителей: остров, гора, пещера, устье и т.д. Отличительная черта исследований в об ласти сакральной геоморфологии - их «непраг- матичность». Они редко привлекают внимание издателей толстых ярких журналов. Счастливая идея автора - рассказать о своих непрактичных результатах читателям «Тиетты». Список литературы 1. Новая философская энциклопедия. Институт философии РАН. http://iph.ras.ru/elib/2625.html. 2. Левинтов М.Е. Об этическом в геоморфологии // Тиетта. 2011. № 1(15). С. 18-21. 3. Idem. Рельеф в православных иконах // Тиетта. 2011. № 2(16). С. 13-18. 4. Idem. Геоморфологизм живописи Джотто. 2011. Рукопись. 5. Idem. Попытка естественнонаучного толкова ния текстов Книги Бытия. 2009. Рукопись. 6. Idem. Геоморфологическая позиция русских монастырей. 2011. Рукопись. Левинтов М.Е., к.г.н., Москва 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz