Тиетта. 2012, N 2 (20).

Портрет учёного. Шевко Даша, 10 лет. Scientist's portrait. Shevko Dasha, 10 years. юноша - в привычном типаже (строго говоря, не­ правильном) - нарядном мундире, напудреном парике, в солидном возрасте. Это - архетип, объ­ яснимый свойством детского мышления, которо­ му важна не столько историческая, сколько эмо­ циональная ценность факта. Более точна работа выпускницы ДШИ Ма­ рии Желтобрюховой. 19-летний М.В. Ломоносов идёт по коридору академии, за его спиной - смеш­ ки «однокашников». «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» [там же]. Этот рисунок - иллюстрация воспоми­ нания, единственная в проекте. Выбор сюжетов, избираемых детьми для воплощения - отдель­ ный повод для удивлений и размышлений. Поче­ му именно этот сюжет, почему такая трактовка? Маша из богатой событиями жизни М.В. Ломо­ носова выбрала этот эпизод. Она сама - круп­ ная, статная, умная, во всех смыслах на две головы выше сверстников. Может быть, в этом причина? Ещё одна важная страница в жизни М.В. Ломо­ носова - путешествие в Германию. Там он изучит основы стекольного дела, сблизится с Д. Виногра­ довым, встретит будущую супругу Е. Цильх. Эти моменты старательно изображены Лизой Вино­ градовой («В Марбурге»), Любавой Ефимовой («На пути в Германию»), Ирой Полях («Михаил Ломоносов и его супруга Елизавет Цильх»). Отдельная страница выставки - парадные портреты М.В. Ломоносова, похожие на знаме­ нитый портрет работы Г. Преннера 1750 г. Это единственный достоверный прижизненный пор­ трет учёного. Он и стал образцом, на который ориентировались живописцы и графики после­ дующих поколений. Маленькие художники не стали исключением. Своеобразные реплики на знаменитый портрет мы видим в работах Сони Гришановой, Максима Сёмина, Лёли Голотенко. У Сони М.В. Ломоносов, несмотря на парадный вид, очень домашний, лирический, изображён­ ный в окружении родных стен (кстати, интерес­ ное сочетание парадного и интимного портрета, которое не встретишь у «взрослых» художников). У 6-летней Лёли Голотенко (самой маленькой участницы выставки) учёный, одетый в парад­ ный, шитый золотом камзол, занят лирическим делом - сочиняет стихотворение. Рисунок Макси­ ма Сёмина особенно интересен - на нём «хресто­ матийный» (в том же камзоле и парике) М.В. Ло­ моносов изображён в химической лаборатории. Эта тема стала одной из основных не случайно, ведь он считал химию важнейшей областью дея­ тельности, а выставка стала подарком «Детской галереи» г. Апатиты ко Дню химика. На другом рисунке М.В. Ломоносов сидит за столом, на ко­ тором возвышается телескоп. Возможно, работа навеяна историей об изучении им небесных тел и открытии атмосферы Венеры. А вот задумался о природе воздушных потоков, поэтому на столе - модель парусника и ветряной мельницы. Но чаще всего на портретах он просто думает о чём-то, нам неведомом, как будто вот-вот объяснит ещё одну тайну природы... Подводя итог, выражу надежду, что мы вер­ ны заветам М.В. Ломоносова - спустя 300 лет союз наук и искусств успешно продолжается в г. Апа­ титы, именуемом «наукоградом» и «культурной столицей Кольского Заполярья». Я рада тому, что благодаря «Тиетте» работы наших детей увидят в других городах и странах. Огромное спасибо проф. Ю.Л. Войтеховскому, буквально потребовавше­ му статью об этом проекте для журнала, и к.т.н. И.С. Красоткину, пламенное выступление кото­ рого стало украшением вернисажа 4. Благодарю Н.А. Щур за фотосъёмку картин для этой статьи. Колобова К.А., искусствовед, Апатиты 4См. далее. - Ред. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz