Тиетта. 2012, N 2 (20).
Портрет учёного. Шевко Даша, 10 лет. Scientist's portrait. Shevko Dasha, 10 years. юноша - в привычном типаже (строго говоря, не правильном) - нарядном мундире, напудреном парике, в солидном возрасте. Это - архетип, объ яснимый свойством детского мышления, которо му важна не столько историческая, сколько эмо циональная ценность факта. Более точна работа выпускницы ДШИ Ма рии Желтобрюховой. 19-летний М.В. Ломоносов идёт по коридору академии, за его спиной - смеш ки «однокашников». «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться!» [там же]. Этот рисунок - иллюстрация воспоми нания, единственная в проекте. Выбор сюжетов, избираемых детьми для воплощения - отдель ный повод для удивлений и размышлений. Поче му именно этот сюжет, почему такая трактовка? Маша из богатой событиями жизни М.В. Ломо носова выбрала этот эпизод. Она сама - круп ная, статная, умная, во всех смыслах на две головы выше сверстников. Может быть, в этом причина? Ещё одна важная страница в жизни М.В. Ломо носова - путешествие в Германию. Там он изучит основы стекольного дела, сблизится с Д. Виногра довым, встретит будущую супругу Е. Цильх. Эти моменты старательно изображены Лизой Вино градовой («В Марбурге»), Любавой Ефимовой («На пути в Германию»), Ирой Полях («Михаил Ломоносов и его супруга Елизавет Цильх»). Отдельная страница выставки - парадные портреты М.В. Ломоносова, похожие на знаме нитый портрет работы Г. Преннера 1750 г. Это единственный достоверный прижизненный пор трет учёного. Он и стал образцом, на который ориентировались живописцы и графики после дующих поколений. Маленькие художники не стали исключением. Своеобразные реплики на знаменитый портрет мы видим в работах Сони Гришановой, Максима Сёмина, Лёли Голотенко. У Сони М.В. Ломоносов, несмотря на парадный вид, очень домашний, лирический, изображён ный в окружении родных стен (кстати, интерес ное сочетание парадного и интимного портрета, которое не встретишь у «взрослых» художников). У 6-летней Лёли Голотенко (самой маленькой участницы выставки) учёный, одетый в парад ный, шитый золотом камзол, занят лирическим делом - сочиняет стихотворение. Рисунок Макси ма Сёмина особенно интересен - на нём «хресто матийный» (в том же камзоле и парике) М.В. Ло моносов изображён в химической лаборатории. Эта тема стала одной из основных не случайно, ведь он считал химию важнейшей областью дея тельности, а выставка стала подарком «Детской галереи» г. Апатиты ко Дню химика. На другом рисунке М.В. Ломоносов сидит за столом, на ко тором возвышается телескоп. Возможно, работа навеяна историей об изучении им небесных тел и открытии атмосферы Венеры. А вот задумался о природе воздушных потоков, поэтому на столе - модель парусника и ветряной мельницы. Но чаще всего на портретах он просто думает о чём-то, нам неведомом, как будто вот-вот объяснит ещё одну тайну природы... Подводя итог, выражу надежду, что мы вер ны заветам М.В. Ломоносова - спустя 300 лет союз наук и искусств успешно продолжается в г. Апа титы, именуемом «наукоградом» и «культурной столицей Кольского Заполярья». Я рада тому, что благодаря «Тиетте» работы наших детей увидят в других городах и странах. Огромное спасибо проф. Ю.Л. Войтеховскому, буквально потребовавше му статью об этом проекте для журнала, и к.т.н. И.С. Красоткину, пламенное выступление кото рого стало украшением вернисажа 4. Благодарю Н.А. Щур за фотосъёмку картин для этой статьи. Колобова К.А., искусствовед, Апатиты 4См. далее. - Ред. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz