Тиетта. 2011, N 4 (18).
зии. Данная работа предусмотрена в плане Ме- ханобра на 1952 г. необходимые для составления проектного задания исходные материалы по ги дрогеологии месторождения Тяпыш-Манюк, по водоснабжению района и его топографии сейчас ещё не оформлены, но в процессе работы несо мненно будут получены. До сих пор нет утверждённых ВКЗ запасов конкреционных руд по месторождению Тяпыш- Манюк, но по данным разведочных работ 1952 г. они определяются в 15-20 млн. т минерала- кианита. При масштабах опытного предприятия в 200 тыс. т в год этих запасов должно хватить при мерно на 200 лет. Продолжающаяся разведка ещё более расширит сырьевую базу конкреционных руд и нет сомнения, что она будет вполне доста точна для обеспечения промышленной добычи в крупных масштабах. Но существующим законоположением про ектные задания запрещено составлять без нали чия утверждённых ВКЗ запасов. Поэтому надо просить Правительство в порядке исключения разрешить составить проектное задание по руд нику и фабрике на месторождении Тяпыш- Манюк только на основании предварительных материалов разведки и одновременно просить также обязать Министерство геологии ускорить утверждение запасов Ст. научный сотрудник (Б.И. Коган) Ст. научный сотрудник (И.В. Бельков)». [Научный архив КНЦ РАН, ф. 1, оп. 5, д. 92, л. 1-5]. «Проект Секретарю ЦК ВКП (б) заместителю председателя Совета Министров Союза ССР товарищу Г.М. М аленкову Распоряжением Совета Министров Союза ССР № 16043рс от 3 сентября 1951 г. предусмотре но строительство на Хизоварском кианитовом ме сторождении (территория Карело-Финской ССР) опытного рудника по добыче 300 тыс. т кианито- вой руды и опытной обогатительной фабрики на 60 тыс. т кианитового концентрата, с целью обе спечения сырьём опытного силуминового цеха в составе Кандалакшского алюминиевого завода и попутно для снабжения огнеупорной промыш ленности. Вопрос о создании Хизоварского горноруд ного предприятия был поднят в 1951 г., когда ещё не было решения о проведении железной дороги в район кианитовых месторождений Кейв на Коль ском п-ове. Хизоварское месторождение должно было временно удовлетворить потребность в киа- нитовом сырье - до организации основной киани- товой базы в указанном кейвском районе, чтобы не задерживать освоение технологической схемы переработки кианита на силумин, другие алюми ниевые сплавы и металлический алюминий. Однако с момента издания распоряжения Со вета Министров Союза ССР № 16043рс положение с кейвскими кианитами существенно изменилось: по постановлению Совета Министров Союза ССР строится железная дорога от ст. Титан на Кейвы с вводом её в эксплоатацию в 1954 г.; одновременно строится на Кейвы шоссейная дорога, которая бу дет готова в 1953 г.; кроме того, в текущем году Ме ханобром разработан новый упрощённый способ обогащения методом тяжёлой суспензии одной из разностей кейвской кианитовой руды (конкре ционный тип) месторождения Тяпыш-Манюк, с получением из неё концентрата высокого качества по исключительно низкой себестоимости. Предварительные расчёты показывают, что при организации горнообогатительного пред приятия на месторождении Тяпыш-Манюк будет достигнута экономия многих миллионов рублей на эксплоатационных расходах и что капиталь ные затраты, учитывая дальнейшие перспективы развития кианитовой промышленности, будут гораздо более эффективны, чем в случае строи тельства в Хизоваре. Мурманский Обком ВКП(б) просит: 1) Во изменение распоряжения Совета Ми нистров Союза ССР № 16043рс от 3 сентября 1951 г., разрешить строить опытное предприятие по добыче и обогащению кианита не в Хизоварах, а на месторождении Тяпыш-Манюк в районе Кейв Мурманской области. 2) В порядке исключения разрешить состав ление проектного задания по опытному руднику и опытной обогатительной фабрике в Тяпыш- Манюке производить на основании запасов, под считанных Главзападгеологией Министерства гео логии СССР по разведочным работам 1952 г., до утверждения их в ВКЗ. 3) Строительство опытно-промышленного предприятия в Тяпыш-Манюке (рудник, фабри ка, вспомогательное хозяйство, подъездные пути и т.д.) возложить на МВД СССР. МВД СССР сейчас производит дорожное строительство Титан-Кейвы, располагает в этом районе кадрами рабочих и материальной базой и сможет реально осуществить строительство ука занного предприятия по добыче и обогащению кианита в необходимые короткие сроки. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz