Тиетта. 2011, N 4 (18).

земли, о которых активно заговорили в начале века в связи с бурным развитием высоких технологий. Архивы хранят документы о том, как развивались события 60 лет назад (приводятся с соблюдением орфографии и пунктуации оригинала). «Коган Б.И., к.э.н., Бельков И.В., к.г.-м.н. Докладная записка в Президиум Кольского филиала АН СССР «По вопросу стр ои тел ь ­ ства опы тн о го го р н о -об о га ти тел ьн о го киа- н и то во го пр едп ри я ти я на м е сторож д ении Тяпыш -Манюк в Кейвах взамен Хизоварского месторождения». 1952 г. В процессе выполнения работы по кейвской теме нам пришлось ознако­ миться с данными Механобра по обогащению киа­ нита и других руд методом тяжёлой суспензии и с проектным заданием Хизоварского горнорудного Однако вслед за этим состоялось решение Совета Министров Союза ССР о строительстве железной дороги Титан-Кейвы (рис. 1). Осущест­ вление форсированного строительства этой же­ лезной дороги и параллельной шоссейной дороги коренным образом изменило положение, тем бо­ лее, что участок шоссейной дороги Титан-Кейвы войдёт в строй уже в 1953 г. При данных условиях добыча и обогащение руды в Кейвах могут быть организованы практически скорее, чем в Хизова- рах, если Правительство обяжет МВД СССР в 1953 г. оказать помощь в переброске (доставке) на место необходимого оборудования, строительных мате­ риалов и продуктов питания или поручить МВД СССР осуществить строительство опытного руд­ ника и обогатительной фабрики на месторожде- Fig. 2. Scheme of location of major kyanite deposits in Bol'shiye Keivy. предприятия, и в результате анализа этих матери­ алов мы приходим к определённому и твёрдому убеждению о целесообразности перебазирования строительства опытного кианитового рудника и опытной кианитовой обогатительной фабрики с месторождения Хизовары, как это сейчас приня­ то, на месторождение Тяпыш-Манюк в Кейвах. Единственным оправданием для строи­ тельства Хизоварского предприятия считался выигрыш во времени (здесь и далее подчёркнуто в оригинале - Ю.В.), поскольку предполагалось, что освоение кейвского района, вследствие затруд­ нений с транспортом, возможно в гораздо более поздние сроки. Именно на этом основании Ленин­ градским совещанием, проведённым Кольским филиалом АН СССР совместно с Мурманским об­ комом ВКП (б) в 1951 г., было вынесено пожелание об организации опытной сырьевой кианитовой базы в Хизоварах и затем по этому вопросу были представлены материалы в Правительство. нии Тяпыш-Манюк. Отсюда следует, что основное и решающее по вопросу о сроках соображение, которое было положено в основу Хизоварского варианта, теряет в настоящее время своё значение. Вследствие низкого качества хизоварской руды, сложности технологического процесса её обогащения и малых масштабов опытного произ­ водства стоимость хизоварского концентрата не­ избежно должна быть весьма высокой - по про­ ектному заданию она исчислена в 810 руб. за 1 т при работе предприятия на неполную произво­ дительность (100 тыс. т руды и 20 тыс. т концен­ трата) и в 415 руб. за 1 т при работе его на полную запроектированную мощность (300 тыс. т руды и 63 тыс. т концентрата). Для кейвского варианта сейчас нет таких де­ тальных расчётов, но ориентировочно, с достаточ­ ной степенью точности, показатели стоимости определяются следующим образом. Если расхо­ ды по добыче 1 т руды на месторождении Тяпыш- 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz