Тиетта. 2011, N 4 (18).
студентов, знавших друг друга, когда вся Акаде мия, от профессоров до студентов, были большой дружной семьёй"» (с. 40-41). «Многие отмечали демократичность общения между профессорами и студентами. Профессора, чем могли, помога ли студенческим научным кружкам» (с. 44). «Ни колай Иванович Вавилов, поступив в институт в 1906 г., сразу попал в обстановку накала научных интересов» (с. 53). «Профессор А.Г. Дояренко от мечал близость студентов института к своим на ставникам: "Большинство студентов были лично знакомы со многими профессорами и преподава телями. Кроме того, многочисленная молодёжь профессорских семей дружила со студентами, и очень часто у профессоров устраивались вечера"» (с. 60). «В "Петровке" времён студенчества Нико лая Ивановича сохранялись и культивировались передовые традиции сельскохозяйственной и биологической научной мысли» (с. 64). «Характер ная черта "Петровки" - стремление отдельных ка федр привлекать мало-мальски активных студен тов к исследовательской работе» (с. 52). «Важно подчеркнуть, - пишут авторы уже в заключении книги, - что студенчество Н.И. Вавилова сопрово ждалось ещё одной особенностью, типичной для Петровской академии: патриотизмом, причём не громким, а таким домашним, естественным. Об суждались проблемы интенсификации сельского хозяйства не где-то вообще, а именно в различных эколого-географических зонах России; создание коллекции растений не для самой коллекции, а для того, чтобы облегчить селекционную работу по созданию новых сортов для России. Всё было посвящено решению конкретных задач по увели чению продуктивности сельского хозяйства < . > Умение чувствовать страну своим домом вне зави симости от того, что в ней происходит - это тоже одна из ярких традиций "Петровки"» (c. 224-225). В этой обстановке студентов учили блестя щие знатоки своего дела. Десятки их перечислены в книге, но детальная характеристика дана только тем, кто оказал решающее влияние на становле ние Н.И. Среди них - широчайший эрудит, чи тавший бактериологию и физиологию растений, Н.Н. Худяков (1866-1827); историк и экономист, профессор сельскохозяйственной статистики А.Ф. Фортунатов (1856-1925); возглавлявший кафе дру общего земледелия агроном-экспериментатор и теоретик А.Г. Дояренко (1874-1958); Д.Н. Пря нишников (1865-1948) - агрохимик, занимавший, по словам Н.И., одно из ведущих мест в миро вой науке; наконец, основатель первой селекци онной станции в нашей стране Д.Л. Рудзинский (1866-1954). О большинстве из них написано в спе циальной главе «Учителя». Н.И. все годы учёбы искал своё место в нау ке. Даже диплом он получил не по растениевод ству, которым потом всю жизнь занимался, а по животноводству. Впрочем, авторы считают, что на это Н.И. пошёл ради того, чтобы скорее при ступить к самостоятельной работе. А в качестве дипломной работы ему засчитали статью о слиз нях, вредителях садов и огородов, заслужившую золотую медаль Политехнического музея. Пре подаватели, привлекавшие студента Вавилова к научной деятельности, бережно относились к его интересам, предоставляли свободу в работе и бе режно передавали друг другу. Главное влияние на него оказал Д.Н. Прянишников, тончайший экс периментатор и блестящий педагог. Но остано вив свой выбор на его кафедре, при которой он и был оставлен для подготовки к профессорскому званию, Н.И. не стал копировать его работы. Его методом, с его тщательностью, он занялся иссле дованием грибковых заболеваний хлебов. Именно для совершенствования в этих исследованиях вы пускник «Петровки» был направлен на селекци онную станцию Д.Л. Рудзинского и в Бюро при кладной ботаники Р.Э. Регеля (1867-1920). Это было единственное место в России, где имелась богатейшая коллекция хлебов и других культур ных растений, где каждой культурой занимался отдельный специалист и где можно было нау читься их систематике. Уже в Петербурге Н.И. об ратился к крупнейшему в России специалисту по грибным заболеваниям растений А.А. Ячевскому (1863-1932), лаборатория которого находилась рядом, и прошёл у него стажировку. Позже, как всякий выпускник, оставленный для подготовки к профессорскому званию, Н.И. был направлен за рубеж. Там исследованием иммунитета к гриб ковым заболеваниям Н.И. занимался самостоя тельно. Так же самостоятельно изучил он лучшие коллекции ячменя, овса и пшеницы в Лондоне. И учился там генетике, отношению которой к агрономии была посвящена его первая лекция. Описание влияния на Н.И. его главного зарубеж ного учителя В. Бетсона (1861-1926) также дано в главе «Учителя». С зарубежной стажировкой закончился пе риод ученичества Н.И. Дальнейшие три главы посвящены ему как сложившемуся специали сту, хотя каждый раз рассказывается об истоках черт преподавателя и учёного, мыслителя и экс периментатора, научных идей и достижений, о которых авторы пишут. Но обстановка, в кото рой формировался гений Н.И., окружала и его однокашников. Чем же отличался от них Н.И., что именно его сделало такой яркой личностью? На этот вопрос авторы дают свой ответ. Н.И. це леустремлённо искал себе учителей, активно вы бирал места стажировок. Уже в начале учёбы это привело его в число организаторов Кружка люби телей естествознания. Он был основан, когда Н.И. был на первом курсе. Организаторами были стар шекурсники, но первокурсник Вавилов, отвечав ший за формирование библиотеки кружка, бы стро выдвинулся в его руководство. Этот кружок помогал своим членам возместить недостаток об щего образования, учил самостоятельной работе. Н.И. посещал и научные конференции . Именно там он познакомился с исследователями, 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz