Тиетта. 2011, N 4 (18).

студентов, знавших друг друга, когда вся Акаде­ мия, от профессоров до студентов, были большой дружной семьёй"» (с. 40-41). «Многие отмечали демократичность общения между профессорами и студентами. Профессора, чем могли, помога­ ли студенческим научным кружкам» (с. 44). «Ни­ колай Иванович Вавилов, поступив в институт в 1906 г., сразу попал в обстановку накала научных интересов» (с. 53). «Профессор А.Г. Дояренко от­ мечал близость студентов института к своим на­ ставникам: "Большинство студентов были лично знакомы со многими профессорами и преподава­ телями. Кроме того, многочисленная молодёжь профессорских семей дружила со студентами, и очень часто у профессоров устраивались вечера"» (с. 60). «В "Петровке" времён студенчества Нико­ лая Ивановича сохранялись и культивировались передовые традиции сельскохозяйственной и биологической научной мысли» (с. 64). «Характер­ ная черта "Петровки" - стремление отдельных ка­ федр привлекать мало-мальски активных студен­ тов к исследовательской работе» (с. 52). «Важно подчеркнуть, - пишут авторы уже в заключении книги, - что студенчество Н.И. Вавилова сопрово­ ждалось ещё одной особенностью, типичной для Петровской академии: патриотизмом, причём не громким, а таким домашним, естественным. Об­ суждались проблемы интенсификации сельского хозяйства не где-то вообще, а именно в различных эколого-географических зонах России; создание коллекции растений не для самой коллекции, а для того, чтобы облегчить селекционную работу по созданию новых сортов для России. Всё было посвящено решению конкретных задач по увели­ чению продуктивности сельского хозяйства < . > Умение чувствовать страну своим домом вне зави­ симости от того, что в ней происходит - это тоже одна из ярких традиций "Петровки"» (c. 224-225). В этой обстановке студентов учили блестя­ щие знатоки своего дела. Десятки их перечислены в книге, но детальная характеристика дана только тем, кто оказал решающее влияние на становле­ ние Н.И. Среди них - широчайший эрудит, чи­ тавший бактериологию и физиологию растений, Н.Н. Худяков (1866-1827); историк и экономист, профессор сельскохозяйственной статистики А.Ф. Фортунатов (1856-1925); возглавлявший кафе­ дру общего земледелия агроном-экспериментатор и теоретик А.Г. Дояренко (1874-1958); Д.Н. Пря­ нишников (1865-1948) - агрохимик, занимавший, по словам Н.И., одно из ведущих мест в миро­ вой науке; наконец, основатель первой селекци­ онной станции в нашей стране Д.Л. Рудзинский (1866-1954). О большинстве из них написано в спе­ циальной главе «Учителя». Н.И. все годы учёбы искал своё место в нау­ ке. Даже диплом он получил не по растениевод­ ству, которым потом всю жизнь занимался, а по животноводству. Впрочем, авторы считают, что на это Н.И. пошёл ради того, чтобы скорее при­ ступить к самостоятельной работе. А в качестве дипломной работы ему засчитали статью о слиз­ нях, вредителях садов и огородов, заслужившую золотую медаль Политехнического музея. Пре­ подаватели, привлекавшие студента Вавилова к научной деятельности, бережно относились к его интересам, предоставляли свободу в работе и бе­ режно передавали друг другу. Главное влияние на него оказал Д.Н. Прянишников, тончайший экс­ периментатор и блестящий педагог. Но остано­ вив свой выбор на его кафедре, при которой он и был оставлен для подготовки к профессорскому званию, Н.И. не стал копировать его работы. Его методом, с его тщательностью, он занялся иссле­ дованием грибковых заболеваний хлебов. Именно для совершенствования в этих исследованиях вы­ пускник «Петровки» был направлен на селекци­ онную станцию Д.Л. Рудзинского и в Бюро при­ кладной ботаники Р.Э. Регеля (1867-1920). Это было единственное место в России, где имелась богатейшая коллекция хлебов и других культур­ ных растений, где каждой культурой занимался отдельный специалист и где можно было нау­ читься их систематике. Уже в Петербурге Н.И. об­ ратился к крупнейшему в России специалисту по грибным заболеваниям растений А.А. Ячевскому (1863-1932), лаборатория которого находилась рядом, и прошёл у него стажировку. Позже, как всякий выпускник, оставленный для подготовки к профессорскому званию, Н.И. был направлен за рубеж. Там исследованием иммунитета к гриб­ ковым заболеваниям Н.И. занимался самостоя­ тельно. Так же самостоятельно изучил он лучшие коллекции ячменя, овса и пшеницы в Лондоне. И учился там генетике, отношению которой к агрономии была посвящена его первая лекция. Описание влияния на Н.И. его главного зарубеж­ ного учителя В. Бетсона (1861-1926) также дано в главе «Учителя». С зарубежной стажировкой закончился пе­ риод ученичества Н.И. Дальнейшие три главы посвящены ему как сложившемуся специали­ сту, хотя каждый раз рассказывается об истоках черт преподавателя и учёного, мыслителя и экс­ периментатора, научных идей и достижений, о которых авторы пишут. Но обстановка, в кото­ рой формировался гений Н.И., окружала и его однокашников. Чем же отличался от них Н.И., что именно его сделало такой яркой личностью? На этот вопрос авторы дают свой ответ. Н.И. це­ леустремлённо искал себе учителей, активно вы­ бирал места стажировок. Уже в начале учёбы это привело его в число организаторов Кружка люби­ телей естествознания. Он был основан, когда Н.И. был на первом курсе. Организаторами были стар­ шекурсники, но первокурсник Вавилов, отвечав­ ший за формирование библиотеки кружка, бы­ стро выдвинулся в его руководство. Этот кружок помогал своим членам возместить недостаток об­ щего образования, учил самостоятельной работе. Н.И. посещал и научные конференции . Именно там он познакомился с исследователями, 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz