Тиетта. 2011, N 3 (17).

История синего цвета, в отличие от красно­ го, белого, чёрного, не так стара. О ней написаны подробные исследования2. Здесь лишь заметим, что в истории изобразительного искусства почти у всех цивилизаций с синим цветом непростые отношения. Это объясняется вполне «бытовы­ ми» причинами, прежде всего - сложностью по­ лучения пигмента. Долгое время единственным материалом, используемым для его получения, был природный лазурит - минерал, добыть ко­ торый было чрезвычайно сложно. Во все времена он ценился дороже сусального золота. Взгляните на византийские иконы - на них сияние золота, зелёный, огненно-красный. А синего - почти нет. Исключение делали лишь для мафория Богома­ тери и гиматия Христа. В эпоху Возрождения, с появлением стан­ кового живописного портрета, заказать своё изо­ бражение на фоне глубокого синего цвета могли только очень богатые персоны - венецианский дож Леонардо Лоредано (Джованни Беллини) или наследница богатейшего итальянского рода Лукреция Борджиа (Бартоломео Венето). Боль­ шинство довольствовалось голубыми, а не сини­ ми небесами, а то и вовсе тёмным фоном. После эпохи Возрождения синий - цвет неба - остаётся «лучшим из цветов». В протестантском искусстве, пережившем агрессию к каким-либо изображе­ ниям (а по сути - к цвету, казавшемуся слишком ярким), синий цвет - единственный их монохро­ матических, считавшихся «приличным» и «высо­ коморальным» наряду с белым, чёрным и серым. В XVII в. особые отношения связывали с си­ ним цветом Вермеера Дельфтского. Сложно не со­ гласиться с М. Пастуро в том, что «именно умение работать с синими тонами отличает Вермеера- колориста от других голландских художников», никто из них не умеет «так виртуозно использо­ вать синие тона», «на этих нюансах. синего осно­ вана у Вермеера вся его гармония, которая заво­ раживает нас и которая делает этого художника столь непохожим на остальных, лучшим живо­ писцем не только его времени, но, может быть, и всех времён»3. Наивысшей славы синий цвет дости г в XVIII в. М. Пастуро называет этому три причи­ ны: «Во-первых, потому, что в это время массовое распространение получил замечательный нату­ ральный краситель, который был известен ещё с давних пор, но доступен лишь очень немногим (индиго); во-вторых, был изобретён новый искус­ ственный краситель, позволявший получить как при окрашивании тканей, так и в живописи со­ вершенно новые оттенки синего (берлинская ла­ зурь); наконец, потому, что в новой символике 2 Например, см. книгу М. Пастуро «Синий. История цвета», фрагменты которой опубликованы в «Ино­ странной литературе» № 4 за 2010 г. 3М. Пастуро, с. 273. цветов синий занял главное место: отныне он стал цветом прогресса, просвещения, заветных чаяний и желанных свобод человечества. В этой метамор­ фозе синего решающую роль сыграли литература романтизма, а также две революции - американ­ ская и французская. Но победное шествие синего на этом не закончилось. Став любимым цветом художников, поэтов и простых смертных, он ещё и привлёк пристальное внимание учёных. Теперь он уже не на обочине, как было когда-то в цвето­ вых системах античности и средневековья, а в цен­ тре новейших хроматических классификаций, основой которых стали открытия Ньютона, уме­ ние работать с цветовым спектром и теория об основных и дополнительных цветах. Итак, наука, искусство и общество единодушно провозгласили синий главным цветом, синонимом цвета вообще, каким был когда-то красный. С течением време­ ни любовь к синему не только не угасала, но даже усиливалась».4 Новую страницу в истории синего цвета в живописи открыл в начале ХХ вв. Пабло Пикассо. Он был первым, кто заполнил синим цветом всё пространство своих полотен. Это не было случай­ ным, скорее - намеренной художественной про­ граммой. Цвет - одно из необходимых условий живописи, её главное выразительное средство. На рубеже XIX-XX в. художественная революция шла именно через цвет, постепенно ставший не просто частью характеристики предмета, а самостоятель­ ным явлением, имеющим настроение, психоло­ гию, смысловой посыл. Не случайно художествен­ ные открытия таких новых для искусства явлений как импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, связаны именно с цветом. Цвет - важнейшая ха­ рактеристика картины. По манере его использо­ вания можно понять, когда картина была создана, к какому стилю принадлежит художник, какова его индивидуальная манера. Поэтому цвету необ­ ходимо уделять самое пристальное внимание на уроках по истории искусств. Изучение «синих» полотен Пикассо входит в экспериментальную программу по предмету «История искусств» для самых маленьких учащих­ ся школы искусств. Мы знакомимся с ними уже во 2-ом классе. Это знакомство - прекрасный повод показать, что цвет в картине - не просто внешняя характеристика, а нечто большее. Первая задача детей - внимательно посмотреть на предложен­ ные картины и ответить на вопрос, есть ли в них что-то общее. Ответ, что все они написаны в си­ ней палитре, обычно следует незамедлительно. Иногда говорят о том, что их объединяет при­ надлежность одному автору. Потом мы пытаемся ответить на вопрос о синем цвете - какой он? По мнению детей, синий цвет - холодный, глубокий, это цвет неба и моря, грустный, печальный, цвет одиночества и тоски, смерти, задумчивый, фило- 4М. Пастуро, с. 277. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz