Тиетта. 2011, N 3 (17).
ПАБЛО ПИКАССО: ТЫСЯЧА ОТТЕНКОВ СИНЕГО PABLO PICASSO: THOUSAND TINTS OF BLUE The Geological Institute KSC RAS hosted another exhibition o f children paintings dedicated to Pablo Picasso's «blue period», where he revealed his artistic maturity. Why the «blue period», actually? Gather it with the coming article o f The Tietta constant author art critic X. Kolobova. 25 октября 2011 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Пабло Пикассо-и-Руиса. Вряд ли ещё найдётся в мире изобразительного искусства фи гура, столь значимая и противоречивая. Пикассо прожил долгую жизнь, почти век. Работая до по следнего часа, он сам и его творчество стали олице творением в искусстве этого века, полного художе ственных открытий, революций, взорвавших былое представление о живописи и не только о ней. Па'бло Диего Хосе' Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо родился в 1881 г. в испанском городе Малага в семье художника. Пикассо - фамилия его матери. Пабло взял её, когда понял, что его призвание - живопись, решив, что двух художни ков по фамилии Руис будет много. Он учился в Академии художеств в Барселоне, куда поступил в возрасте 13 лет, затем - в мадридской академии «Сан Фернандо», считавшейся самой передовой школой искусств в Испании. Но столицей худо жественной жизни тогда был Париж, и в 19 лет Пикассо уезжает во Францию. Его художественное становление - выработка собственного языка, обретение стиля - произошло именно здесь1, в маленькой мастерской Бато Лаву- ар («плавучая мастерская», получившая название за сходство с кораблём и прачечной одновремен но), куда он окончательно перебрался в 1904 г. Здесь 1Поэтому французы и испанцы считают Пикассо сво им художником, а его фамилию произносят с ударени ем на «а» в испанской транскрипции или на «о» - во французской. В детстве я умел рисовать как Рафаэль. Но мне понадобилась вся жизнь, чтоб научиться рисовать как ребёнок. П. Пикассо он провёл свои первые месяцы, часто голодные и холодные (Пикассо вспоминал, что иногда, за неи мением угля, был вынужден топить печь собствен ными рисунками), без устали писал персонажей маленьких кафе и забегаловок, героев периода, ко торый позже назовут «витражным» за пристрастие к ярким цветам и чёткому чёрному контуру. Прой дёт совсем немного времени, и из палитры моло дого художника уйдут все цвета. Останется только синий и его оттенки. Почему? Есть несколько вер сий. По одной, Пикассо обратился к этому цвету после трагического случая - в Испании покончил с собой близкий друг художника поэт Карлос Ка- сагемас. Эта смерть потрясла Пикассо. В память о погибшем друге он пишет большое полотно «По гребение Касагемаса», где отдаёт предпочтение си нему колориту. Он придаёт картине особый траги ческий настрой, превращает её из жанровой сцены во вневременной обряд. Впрочем, особое отношение художника к си нему цвету можно видеть уже в картинах «витраж ного периода». Одна из них - знаменитая эрмитаж ная «Любительница абсента», где фигура женщины и повторяющая её форму бутыль с дурманящим напитком на столе написаны глубоким синим. Было ли обращение Пикассо к этому цвету инту итивным или намеренным - неизвестно. Но с 1901 по 1904 гг. в его картинах - только синий, давший название этому периоду. «Синий период» Пикас со - интереснейшее явление в истории изобрази тельного искусства. За многовековое существова ние изобразительного искусства цвет, заполнив всё пространство картины, впервые обрёл такую силу звучания, что сам превратился в символ. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz