Тиетта. 2011, N 3 (17).

ПАБЛО ПИКАССО: ТЫСЯЧА ОТТЕНКОВ СИНЕГО PABLO PICASSO: THOUSAND TINTS OF BLUE The Geological Institute KSC RAS hosted another exhibition o f children paintings dedicated to Pablo Picasso's «blue period», where he revealed his artistic maturity. Why the «blue period», actually? Gather it with the coming article o f The Tietta constant author art critic X. Kolobova. 25 октября 2011 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Пабло Пикассо-и-Руиса. Вряд ли ещё найдётся в мире изобразительного искусства фи­ гура, столь значимая и противоречивая. Пикассо прожил долгую жизнь, почти век. Работая до по­ следнего часа, он сам и его творчество стали олице­ творением в искусстве этого века, полного художе­ ственных открытий, революций, взорвавших былое представление о живописи и не только о ней. Па'бло Диего Хосе' Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо родился в 1881 г. в испанском городе Малага в семье художника. Пикассо - фамилия его матери. Пабло взял её, когда понял, что его призвание - живопись, решив, что двух художни­ ков по фамилии Руис будет много. Он учился в Академии художеств в Барселоне, куда поступил в возрасте 13 лет, затем - в мадридской академии «Сан Фернандо», считавшейся самой передовой школой искусств в Испании. Но столицей худо­ жественной жизни тогда был Париж, и в 19 лет Пикассо уезжает во Францию. Его художественное становление - выработка собственного языка, обретение стиля - произошло именно здесь1, в маленькой мастерской Бато Лаву- ар («плавучая мастерская», получившая название за сходство с кораблём и прачечной одновремен­ но), куда он окончательно перебрался в 1904 г. Здесь 1Поэтому французы и испанцы считают Пикассо сво­ им художником, а его фамилию произносят с ударени­ ем на «а» в испанской транскрипции или на «о» - во французской. В детстве я умел рисовать как Рафаэль. Но мне понадобилась вся жизнь, чтоб научиться рисовать как ребёнок. П. Пикассо он провёл свои первые месяцы, часто голодные и холодные (Пикассо вспоминал, что иногда, за неи­ мением угля, был вынужден топить печь собствен­ ными рисунками), без устали писал персонажей маленьких кафе и забегаловок, героев периода, ко­ торый позже назовут «витражным» за пристрастие к ярким цветам и чёткому чёрному контуру. Прой­ дёт совсем немного времени, и из палитры моло­ дого художника уйдут все цвета. Останется только синий и его оттенки. Почему? Есть несколько вер­ сий. По одной, Пикассо обратился к этому цвету после трагического случая - в Испании покончил с собой близкий друг художника поэт Карлос Ка- сагемас. Эта смерть потрясла Пикассо. В память о погибшем друге он пишет большое полотно «По­ гребение Касагемаса», где отдаёт предпочтение си­ нему колориту. Он придаёт картине особый траги­ ческий настрой, превращает её из жанровой сцены во вневременной обряд. Впрочем, особое отношение художника к си­ нему цвету можно видеть уже в картинах «витраж­ ного периода». Одна из них - знаменитая эрмитаж­ ная «Любительница абсента», где фигура женщины и повторяющая её форму бутыль с дурманящим напитком на столе написаны глубоким синим. Было ли обращение Пикассо к этому цвету инту­ итивным или намеренным - неизвестно. Но с 1901 по 1904 гг. в его картинах - только синий, давший название этому периоду. «Синий период» Пикас­ со - интереснейшее явление в истории изобрази­ тельного искусства. За многовековое существова­ ние изобразительного искусства цвет, заполнив всё пространство картины, впервые обрёл такую силу звучания, что сам превратился в символ. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz