Тиетта. 2011, N 3 (17).

ского отряда Института по изучению Севера. Фонды КНЦ РАН. 1933. 30 л. 7. Влодавец В.И. О некоторых минералах Турьего п-ова // Идеи акад. Д.С. Белянкина в области петрографии и минералогии и их дальнейшее развитие. М.: Нау­ ка, 1971. С. 104-108. 8. Гинзбург И.И. Полезные ископаемые побережья Кандалакшского залива Белого моря. Тр. Сов. научн.- промысл. эксп. Вып. 7. Л.: Госгеолиздат, 1921. 64 с. 9. Набоко С.И. Владимир Иванович Влодавец // Вулка­ низм Камчатки и некоторых других районов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 3-11. 10.Федотова М.Г. Находка пектолита и пренита в свинцово-цинковых жилах Белого моря // Матер. по минералогии Кольского п-ова. Вып. 9. Л.: Наука, 1972. С. 170-173. 11.Федотова М.Г. Докладная записка по результатам изучения свинцово-цинковой минерализации Коль­ ского п-ова. Фонды КНЦ АН СССР. 1977. 26 л. 12.Федотова М.Г. Флюорит Ёлокорговского наволока // Тиетта. 2009. № 3(9). С. 13-19. 13.Федотова М.Г. Древние промыслы на Кольской земле и современные представления о некоторых вопросах их генезиса // Тиетта. 2011. № 1(15). С. 53-61. Федотова М.Г., к.г.-м.н. ВОКЗАЛ - ВОРОТА ГОРОДА TRAIN STATION - TOWN GATES The previous volume o f The Tietta presented fou r stories by the member o f the Russian Journalists' Union S.V. Tararaksin under he general title «Sillhouettes o f burnt lives». These are dedicated to the history o f the Kirovsk town and its citizens in the 1930-1940's. Provided below are two more stories o f the same author. Veterans o f the Apatity and Kirovsk towns remember the described events well. Осенью 1929 г. заключённые Соловецкого ла­ геря особого назначения начали строительство же­ лезнодорожной ветки от разъезда Белый Мурманской железной дороги к Апатитовым разработкам. Валили деревья, рубили кустарник, расчищали снежные за­ носы и стелили рельсы на хлипкую насыпь. К марту уложили 13 км «железки». Это было знаменательное событие для будущего города. Именно на скорбной тринадцатикилометровой версте разгрузили первый состав со спецпереселенцами. К осени ветку дотяну­ ли до апатитового рудника. На железнодорожном пути длиной 25 км поставили три станции: Апатиты, Вудъ- явр и Нефелин. Первая была в начале пути. Через неё шли поезда на Мурманск, Ленинград и Москву. Вок- зальчик для второй возвели на территории будущей обогатительной фабрики. Третья станция была на апа­ титовом руднике у подножья г. Кукисвумчорр. Поезда по новому пути ходили с большим тру­ дом. Иногда дорога от Апатитов к Вудъявру длилась почти сутки. Паровоз тянул состав на самой малой скорости. Когда он сходил с шаткого пути и зарывался колёсными парами в песок между шпал, поездная бри­ гада привычно доставала мощные железнодорожные домкраты и, нещадно матерясь, водружала локомотив на рельсы. Потом неспешное движение продолжалось. С Мурманки в Хибиногорск шли поезда со строитель­ ными материалами, оборудованием и спецпереселенца- ми. А в 1931 г. навстречу с обогатительной фабрики по­ тянулись товарные составы с апатитовым концентратом. Участок пути между Нефелином и Вудьявром использовался для перевозки «камня плодородия» с рудника на обогатительную фабрику. Дважды в день к рудничному составу цепляли вагоны для перевозки людей. Для сообщения со станцией Апатиты была ор­ ганизована сцепка из старых, вконец изношенных пас­ сажирских вагонов. В них для освещения использова­ ли свечи, словно за окном был не разгар строительства социализма, а скромный X IX в. Впрочем, поездка до Апатитов была возможна только для вольных, а их в городе была лишь четверть населения. Почти сразу же городское начальство озаботи­ лось строительством нового капитального вокзала. Сооружение по задумке должно было стать монумен­ тальным входом в новый социалистический город. Про­ ектировали здание в конторе Мурманской железной дороги, управление которой было в Петрозаводске. Ар­ хитектора выбрали знаменитого. Николай Александро­ вич Митурич к тому времени был автором проектов ДК им. I пятилетки в Ленинграде, ДК им. С.М. Кирова в Мур­ манске, внутреннего убранства театра им. Ленсовета, а ещё здания, где сегодня размещается С.-Петербургский театр «Балтийский дом». Вокзал задумали с размахом. Огромное здание, облицованное гранитом. Внутри - три зала, ресторан, гостиница. Всё по первому разряду. Строительство на­ чалось в 1934 г. Дело шло трудно. Хронически не хва­ тало денег. Стройку многократно замораживали. В кон­ це концов, 4 ноября 1939 г. госкомиссия подписала акт приёмки вокзала. Получился он не такой шикарный, как задумывали. Пришлось отказаться от отделки мра­ мором внутренних помещений. Перегородки постави­ ли деревянные, расписав их под благородный материал. Но настоящая жизнь вокзала началась в ново­ годнюю ночь 1940 г. Город отмечал десятилетие. Та­ ков был тогда отсчёт городского времени. Гостей по­ наехало со всех уголков страны видимо-невидимо. Торжества провели в огромном зале кинотеатра «Боль­ шевик», а столы накрыли в новеньком здании вокзала. Пришлось даже разобрать фанерные перегородки меж­ ду залами. За столами разместились почти 500 человек. Поднимали тосты за товарища Сталина, родную ком­ мунистическую партию и будущее счастье. А совсем 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz