Тиетта. 2011, N 3 (17).
ского отряда Института по изучению Севера. Фонды КНЦ РАН. 1933. 30 л. 7. Влодавец В.И. О некоторых минералах Турьего п-ова // Идеи акад. Д.С. Белянкина в области петрографии и минералогии и их дальнейшее развитие. М.: Нау ка, 1971. С. 104-108. 8. Гинзбург И.И. Полезные ископаемые побережья Кандалакшского залива Белого моря. Тр. Сов. научн.- промысл. эксп. Вып. 7. Л.: Госгеолиздат, 1921. 64 с. 9. Набоко С.И. Владимир Иванович Влодавец // Вулка низм Камчатки и некоторых других районов СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 3-11. 10.Федотова М.Г. Находка пектолита и пренита в свинцово-цинковых жилах Белого моря // Матер. по минералогии Кольского п-ова. Вып. 9. Л.: Наука, 1972. С. 170-173. 11.Федотова М.Г. Докладная записка по результатам изучения свинцово-цинковой минерализации Коль ского п-ова. Фонды КНЦ АН СССР. 1977. 26 л. 12.Федотова М.Г. Флюорит Ёлокорговского наволока // Тиетта. 2009. № 3(9). С. 13-19. 13.Федотова М.Г. Древние промыслы на Кольской земле и современные представления о некоторых вопросах их генезиса // Тиетта. 2011. № 1(15). С. 53-61. Федотова М.Г., к.г.-м.н. ВОКЗАЛ - ВОРОТА ГОРОДА TRAIN STATION - TOWN GATES The previous volume o f The Tietta presented fou r stories by the member o f the Russian Journalists' Union S.V. Tararaksin under he general title «Sillhouettes o f burnt lives». These are dedicated to the history o f the Kirovsk town and its citizens in the 1930-1940's. Provided below are two more stories o f the same author. Veterans o f the Apatity and Kirovsk towns remember the described events well. Осенью 1929 г. заключённые Соловецкого ла геря особого назначения начали строительство же лезнодорожной ветки от разъезда Белый Мурманской железной дороги к Апатитовым разработкам. Валили деревья, рубили кустарник, расчищали снежные за носы и стелили рельсы на хлипкую насыпь. К марту уложили 13 км «железки». Это было знаменательное событие для будущего города. Именно на скорбной тринадцатикилометровой версте разгрузили первый состав со спецпереселенцами. К осени ветку дотяну ли до апатитового рудника. На железнодорожном пути длиной 25 км поставили три станции: Апатиты, Вудъ- явр и Нефелин. Первая была в начале пути. Через неё шли поезда на Мурманск, Ленинград и Москву. Вок- зальчик для второй возвели на территории будущей обогатительной фабрики. Третья станция была на апа титовом руднике у подножья г. Кукисвумчорр. Поезда по новому пути ходили с большим тру дом. Иногда дорога от Апатитов к Вудъявру длилась почти сутки. Паровоз тянул состав на самой малой скорости. Когда он сходил с шаткого пути и зарывался колёсными парами в песок между шпал, поездная бри гада привычно доставала мощные железнодорожные домкраты и, нещадно матерясь, водружала локомотив на рельсы. Потом неспешное движение продолжалось. С Мурманки в Хибиногорск шли поезда со строитель ными материалами, оборудованием и спецпереселенца- ми. А в 1931 г. навстречу с обогатительной фабрики по тянулись товарные составы с апатитовым концентратом. Участок пути между Нефелином и Вудьявром использовался для перевозки «камня плодородия» с рудника на обогатительную фабрику. Дважды в день к рудничному составу цепляли вагоны для перевозки людей. Для сообщения со станцией Апатиты была ор ганизована сцепка из старых, вконец изношенных пас сажирских вагонов. В них для освещения использова ли свечи, словно за окном был не разгар строительства социализма, а скромный X IX в. Впрочем, поездка до Апатитов была возможна только для вольных, а их в городе была лишь четверть населения. Почти сразу же городское начальство озаботи лось строительством нового капитального вокзала. Сооружение по задумке должно было стать монумен тальным входом в новый социалистический город. Про ектировали здание в конторе Мурманской железной дороги, управление которой было в Петрозаводске. Ар хитектора выбрали знаменитого. Николай Александро вич Митурич к тому времени был автором проектов ДК им. I пятилетки в Ленинграде, ДК им. С.М. Кирова в Мур манске, внутреннего убранства театра им. Ленсовета, а ещё здания, где сегодня размещается С.-Петербургский театр «Балтийский дом». Вокзал задумали с размахом. Огромное здание, облицованное гранитом. Внутри - три зала, ресторан, гостиница. Всё по первому разряду. Строительство на чалось в 1934 г. Дело шло трудно. Хронически не хва тало денег. Стройку многократно замораживали. В кон це концов, 4 ноября 1939 г. госкомиссия подписала акт приёмки вокзала. Получился он не такой шикарный, как задумывали. Пришлось отказаться от отделки мра мором внутренних помещений. Перегородки постави ли деревянные, расписав их под благородный материал. Но настоящая жизнь вокзала началась в ново годнюю ночь 1940 г. Город отмечал десятилетие. Та ков был тогда отсчёт городского времени. Гостей по наехало со всех уголков страны видимо-невидимо. Торжества провели в огромном зале кинотеатра «Боль шевик», а столы накрыли в новеньком здании вокзала. Пришлось даже разобрать фанерные перегородки меж ду залами. За столами разместились почти 500 человек. Поднимали тосты за товарища Сталина, родную ком мунистическую партию и будущее счастье. А совсем 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz