Тиетта. 2011, N 3 (17).

8 СЕНТЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ 8 SEPTEMBER - INTERNATIONAL LITERACY DAY The Tietta constant author Cand.Sci. (Geol.-mineral.) J.R. Grechishchev provides numerous examples o f polititians, journalists, officials, businessmen, advetisers, etc. illiterately using geological terms in mass media. Does it testify to the general cultural degradation or disrespect to the geological profession and industry having been feeding the country fo r many years? Словесная россыпь из камнецветов 8 сентября отмечается Международный день грамотности, - лучшего времени для публикации этого материала не будет. Различают первичную и вторичную грамотность. Первичная - это спо­ собность научиться чтению и письму. Вторич­ ная требует осмысленного логического устного и письменного изложения в соответствии с прави­ лами языка. Ниже даны примеры вторичной без­ грамотности журналистов, чиновников, коммер­ сантов, рекламодателей..., опубликованные или озвученные в средствах массовой информации. Как-то в эпоху перехода нашего общества из одной системы в другую, когда пышным цветом расцвела фантазия новых менеджеров, бизнесме­ нов, предпринимателей и рекламодателей по по­ воду вольного обращения с великим и могучим русским языком, я прочёл в одной из газет заголо­ вок с броским словом «камнецветы». Его в языке нет, но человеку, написавшему его, оно явно по­ нравилось. Написал же когда-то П.П. Бажов сказ о каменном цветке. Новое слово, звучит красиво и необычно. Почему бы не осчастливить и не обо­ гатить им родную речь? Люди, не имеющие поня­ тия о геологической профессии, вторглись в спец­ ифическую терминологию, привнося в рекламу, чаще всего не к месту, печатные издания и теле­ программы «красивые» геологические слова. В те годы рядом со стадионом «Спартак» в Новосибирске стоял ларёк, вывеска на котором «ракетой» устремлялась ввысь, а на ней было на­ чертано название торговой точки: «Чароид». Кра­ сиво звучит! Как болид, а хозяин и не думал, что похожее слово означает горную породу - чароит. Рекламным долгожителем оказалось агент­ ство недвижимости под названием «Тектоник». Тектоника - это раздел геологии о строении, дви­ жении и деформации земной коры. Кто не слышал про минералы, входящие в состав тех или иных рекламируемых продуктов и товаров? Особенно их много почему-то в зуб­ ной пасте и шампунях. Вот пример. «Шампунь с морскими минералами» написано на флаконе с мыльным веществом. Определение этого слова звучит так: « Мине­ рал - руда, природное тело с определённым хими­ ческим составом, кристаллической структурой, образующееся в результате физико-химических процессов на поверхности или в глубинах Земли и являющееся составной частью земной коры, гор­ ных пород, руд, метеоритов». Минералами стали называть биологические добавки и микроэлемен­ ты, входящие в состав товаров и продуктов, что вносит путаницу в терминологию и дезориенти­ рует потребителей, а специалистов-минералогов Чароит. Charoite. http://www.catalogmineralov.ru 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz