Тиетта. 2011, N 2 (16).

7. Проверяй качество диссертации на домаш­ них и коллегах. Нормальная диссертация должна вызывать непроизвольную зевоту и последующий глубокий сон. Разделы, вызывающие веселье, су­ дороги и чувство гнетущего беспокойства, необ­ ходимо переделать. Не радуйся, если неискушён­ ный читатель говорит тебе, что ему всё понятно: это верный признак того, что ты можешь быть не понят в учёной аудитории. 8. К подбору оппонентов отнесись со всей стро­ гостью. Это - центральные фигуры на защите диссертации. Помни, что результат голосования зависит не от твоего доклада (почти всегда сквер­ ного), но от того, как подадут этот материал оп­ поненты. 9. Оптимальный оппонент должен иметь об­ щее представление о предмете диссертации, но не должен быть специалистом в данной области. Совершенно не знакомый с вопросом оппонент может оказать тебе медвежью услугу: расхвалить как раз то, что следует ругать, а специалист вник­ нет в детали, что, безусловно, нежелательно для публичного обсуждения. 10. Избегай приглашать в оппоненты молодых учёных, они только завоёвывают себе «место под солнцем» и всегда рады воспользоваться случаем показать себя и опорочить других. Гораздо удоб­ нее в качестве оппонентов маститые, заслуженные деятели науки, ибо в старости мы всегда делаемся если не добрее, то ленивее. 11. Твоего противника - ожидаемого неофици­ ального оппонента - постарайся сделать соучаст­ ником диссертации. Для этого обращайся к нему за советами: тем самым ты продемонстрируешь своё ничтожество и его превосходство. Благодаря этому, твой противник будет заинтересован в бла­ гоприятном исходе защиты, ибо кому же захочет­ ся выступать против своих же рекомендаций. 12. Для защиты нет врага больше самого дис­ сертанта. Именно он изображает свою работу с точностью кривого зеркала. Учитывай это. Мно­ гократно прорепетируй своё выступление дома. Подбери ряд удачных формулировок, фактов, шуток, анекдотов. Преподнеси их аудитории под видом только что родившихся экспромтов. 13. При защите веди себя спокойно и прилично. Не ковыряй в носу и в ушах, не крути указкой над головами сидящих в президиуме, не пей больше одного стакана воды, не плачь, не сморкайся еже­ секундно. Главное же - не делай больших пауз. 14. Если доклад написан, всё же говори, а не чи­ тай. Бормотание диссертации вызывает возмуще­ ние и повергает слушателей в тоску. И наоборот, чтение заключения диссертации веселит аудито­ рию своей несообразностью. 15. Иллюстрации очень важны. При этом важно щегольнуть количеством фактического материа­ ла. Можно сказать: «кривые и таблицы с № 8 по № 26 я пропускаю». При этом, конечно, не надо выбрасывать ничего существенного. Сюда годится всякая заваль, не относящаяся к делу. Аудиторию пленит сам факт обилия материала. 16. В заключительном слове кланяйся и благода­ ри, благодари и кланяйся. Строго соблюдай сте­ пень благодарности. Отсутствующих благодари меньше, присутствующих - больше. Лицам, зани­ мающим высокие посты, вынеси особенно глубо­ кую благодарность, независимо от степени их ре­ альной помощи. Непосредственных помощников обычно не благодарят - это дурной тон. 17. После успешной защиты диссертации устрой банкет! Могу добавить, что лучше писать диссерта­ ции смолоду - здоровья больше, нервы крепче и, главное, больше оптимизма. С годами всё непри­ ятнее выглядеть на защите неучем. Если ты гений, то диссертация тебе не нужна, тебя и так оценят. Если не оценят, то эти мелочи тебя не должны волновать. А вот если ты не гений, тогда надо за­ щищаться, зарабатывать статус. Если же серьёз­ но, то при работе над диссертацией знаний су­ щественно прибавляется, они упорядочиваются. Так что, коллеги, лучше писать, чем не писать! Т.В. Каулина, к.г.-м.н. (или д.г.-м.н., одному ВАКу известно) 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz