Тиетта. 2011, N 2 (16).
«Геологическая карта рисуется в поле» - это закон геологической съёмки. Сделайте поправку на то, что «поле» может быть горным хребтом, каменистой пустыней, затаёженным болотистым водоразделом, тундрой или застроенным город ским предместьем. И на то, что карта будет ещё неоднократно уточняться, и её окончательный ва риант будет выглядеть иначе, чем тот, что создан в первых маршрутах. Примите во внимание, что речь идёт скорее о геометрически точном вычер чивании, чем о свободном творчестве художни ка. Учтите всё это, но помните, что геологические границы - линии, создающие каркас геологиче ской карты - должны наноситься на топографиче скую основу или аэрофотоснимок непосредствен но в маршруте, когда изгибы этих границ видны прямо на местности. Если аэрофотоснимок хоро шо дешифрируется, то многое, но далеко не всё, можно сделать после маршрута. В остальных слу чаях восстанавливать ситуацию по памяти недо пустимо. Всегда стремятся к тому, чтобы карта от ражала природную геологическую обстановку с максимальной достоверностью и точностью. Каж дый исследователь нацелен на это, но всякий раз итогом работы является в чём-то особенная, ори гинальная геологическая карта, не похожая или не совсем похожая на другие геологические кар ты того же района. Каждый исследователь вкла дывает в карту своё геологическое мировоззре ние, в котором переплавлены уже накопленные знания о геологии изучаемого района, сведения о соседних территориях, широкие региональные данные, глобальные представления различных научных школ, незаменимый полевой опыт и, на конец, своя манера наблюдать, обдумывать и изо бражать увиденное. Да, геологическая карта со вмещает в себе черты фотографии и картины не вполне реалистического толка. И вот эта вторая «художественная» сторона карты всякий раз дела ет её неповторимой. Помню, мой сосед по каби нету, картограф Андрей Иванович, с удивлением и некоторым неодобрением находил различия в геологических картах одной и той же террито рии, видя в этом непорядок. Почти все известные мне выдающиеся геологи-съёмщики обладали художественной жилкой. Им просто претила неряшливо сделан ная, плохо прорисованная карта. На пороге ком пьютерного века они вручную создавали листы, которые даже в полевом варианте удивляли сво им изяществом. Конечно же, главным их досто инством была научная достоверность и точность, но форма тоже впечатляла. Лучшие карты всег да поражают своей гармоничностью, переплете ния геологических границ выглядят на них очень естественно. Практически всегда гармоничность и естественность геологических контуров говорят о том, что авторы правильно расшифровали геоло гическое строение района. Кто-то сказал в шутку, что «геологическая карта должна быть красивой, если она ещё и правильна, то это только плюс». А если серьёзно - правильность геологической карты в огромной мере обеспечивает её красоту. Масштаб карты - особая проблема. В Со ветском Союзе геологи-«двухсоттысячники» - ав торы геологических карт, в сантиметре которых укладывается два километра местности, несколь ко ревниво и подозрительно относились к «пя- тидесятитысячникам», составлявшим карты на много большей детальности. Кому понравится, если на твоей «кровной» территории появляются новички, начинающие что-то изменять и откры вать. Да и что они могут сделать? Добавить неко торые детали в геологические контуры? Разделить уже выделенные толщи на несколько подтолщ? Чуть-чуть подробнее закартировать магматиче ские тела? Стоит ли это тех денег, которые нуж ны для нового цикла детальных работ? Подобные настроения - не новость. В Британской геологи ческой службе, где создаётся уже четвёртое по коление детальных геологических карт, бытовало мнение, что сложившиеся представления о гео логии страны непоколебимы, потому нет смысла переходить от среднемасштабных работ к круп номасштабным. Но крупномасштабные карты всё же были составлены, и открылся совершенно иной геологический мир, не известный геологам, работавшим на этих территориях с меньшей де тальностью. Море новых фактов, совершенно но вые оригинальные обобщения, переворот за пере воротом в уже устоявшихся взглядах. «И что же осталось от старых представлений?!» - восклицал один из британских авторов. Не вполне понятной, иногда даже таинствен ной представляется геологическая съёмка. О её сущности спорят. Некоторые считают её ремес лом, иные - искусством. На самом деле в ней со четается и то и другое. Очень многое в геологиче ской съёмке делается по инструкциям. Следуя им, обычно удаётся создать добротную геологическую карту. Но если мы говорим о геологической кар те новаторского типа, то здесь, конечно, не обхо дится без того, что называют искусством. Всё, что требовали инструкции, уже сделано, но вопросы остались, и исследователь, поднимаясь над план кой регламентаций, переходит в область свобод ного поиска. Шаблон уступает место творчеству. Наблюдения интерпретируются с точки зрения новых, только формирующихся научных концеп ций, применяются едва вошедшие в практику ме тоды, предлагаются и тут же проверяются нестан дартные решения. Геолог всё время на распутье, он непрестанно перебирает варианты, раздумывая, какими должны быть его дальные действия. Нет канонов, нет предписаний, помочь может только 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz