Тиетта. 2011, N 2 (16).

Судя по книге отзывов, выставка пробудила у зри­ телей много чувств и мыслей - от умилительных воспоминаний до аналогий с наскальной живо­ писью - детством человечества. Выставка так и называлась - «От двух до пяти. Эти забавные го­ ловоноги». Название выставки может показаться вам знакомым. Это неслучайно, «От двух до пяти» - знаменитая книга К.И. Чуковского, посвящён­ ная особенностям детской речи. Сам автор писал о ней: «На первых порах она просто забавляла меня, но мало-помалу я пришёл к убеждению, что, прекрасная сама по себе, она имеет высокую научную ценность, т.к., исследуя её, мы тем самым вскрываем причудливые закономерности детско­ го мышления, детской психики»2. То же можно сказать и о детском рисунке. Став предметом научных исследований, он открыл бездну новых возможностей в психологии, педа­ гогике, воспитательной деятельности. Детский рисунок рассматривается с научных позиций уже почти сто лет - определяется его психологическая Голотенко Никита. Два грустных человечка. Golotenko Nikita. Two sad little men. составляющая, выделяются отдельные периоды детской изобразительной деятельности. Период «каракулей», период «головоногов», период самых первых ассоциативных изображений - все эти ста­ дии представлены в нашей экспозиции. Часто мы, взрослые, просто не обраща­ ем внимания на самый ранний период детского творчества. Не глядя, выбрасываем детские по- черкушки, ругаем за испорченные обои. А ведь рисунок ребёнка, сделанный в этом возрасте, сде­ ланный самостоятельно, без помощи родителей, воспитателей, педагогов - это огромный и удиви­ тельный мир, в котором детская фантазия никем и ничем не ограничена. Это способ передать эмо­ цию, какое-то интересное событие, откликнуться на прочитанную мамой/папой книжку, выразить своё отношение к кому-то или чему-то. Одна из задач выставки состояла в том, чтобы показать 2Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 2010. Герчина Настя. ДедМороз. Gerchina Nastya. DedMoroz. основные этапы развития детской изобразитель­ ной деятельности. Дети начинают рисовать в воз­ расте 1.5-2.5 лет. Первые оставленные ими на ри­ совальной поверхности пятна и линии не имеют ничего общего с предметным миром, они ещё ничего не изображают. Во «взрослом» искусстве такие изображения принято называть «абстракт­ ными», в детском - «каракулями». Самый ранний период в творчестве детей так и называют - «пери­ од каракулей». Часто взрослые не придают этой деятельно­ сти ребёнка особого значения. Но её роль очень важна. По словам исследователя детского творче­ ства О.Л. Некрасовой-Каратеевой, «в рисовальной деятельности на элементарном уровне у ребёнка происходит отработка двигательной координа­ ции, освоение психической связи «рука-глаз» и «глаз-рука», первые переживания волевого твор­ ческого акта, освоение простейших основ гра- Голотенко Никита. Длинный лимузин. Golotenko Nikita. Long limousine. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz