Тиетта. 2011, N 2 (16).

ская важные, зачастую решающие подробности. Приходится буквально впитывать информацию, исходящую из геологической среды, просеивая и классифицируя её сообразно своим знаниям, до­ гадкам и даже фантастическим предположени­ ям. Подобно тому как на киноэкране чередуются общие и крупные планы, в поле зрения геолога должны, чередуясь, попадать и целые панорамы обнажений и мельчайшие их детали. Искать их нередко приходится стоя на коленях или растя­ нувшись плашмя на поверхности камня. Объек­ ты размером в пятикопеечную монету важны для исследователя так же, как и обрывистые, наклон­ ные и горизонтальные срезы протяжённостью в десятки и сотни метров. Заметить, внимательно осмотреть, взять образцы, измерить, записать, за­ рисовать, сфотографировать - примерно в таком порядке планируются операции на каждом пун­ кте наблюдений. Но в реальности всё сложнее. Рас­ сматривать объект приходится в разных ракурсах, приноравливаясь к условиям освещённости. По­ рой подолгу ищешь то единственное место, гля­ дя с которого, можно наконец-то понять, что же перед тобой. Иногда только к вечеру, когда резче становятся тени, находишь детали, не замеченные днём. Первое впечатление часто оказывается лож­ ным. Чтобы избежать ошибки, нужно несколько раз, контролируя себя, «проутюжить» взглядом одну и ту же площадь. Но и этого бывает недоста­ точно. Наблюдения в том же или последующих маршрутах нередко заставляют вернуться на уже пройденное, вроде бы вдоль и поперёк изученное обнажение, чтобы что-то сравнить, проверить и оценить заново. Все эти действия требуют, повто­ ряю, полной сосредоточенности. Спутники в это время мешают, разговоры с ними отвлекают вни­ мание. Для учёбы, пояснений, даже для простого обмена мнениями нужно специальное время. Для этого существуют рекогносцировочные, редакци­ онные, учебные маршруты. В них можно объяс­ нять и спорить до полного взаимопонимания или тяжёлой ссоры. Но сейчас, когда на белом пятне только создаётся геологическая карта, продуктив­ нее работать в одиночку. Полевая геологическая работа полна энтузи­ азма, но не думайте, что это состояние приходит само собой. Наоборот, в начале маршрута задача, намеченная на день, нередко кажется рутинной и пресноватой. Вроде бы всё в общем ясно: нужно лишь кое-что проверить, поточнее проследить геологические границы, детальнее простучать ге­ ологический разрез, добавить образцы в геологи­ ческую коллекцию. И ты делаешь это технически правильно, не спеша, как бы вполсилы. Но, по­ верьте, не было случая, чтобы состояние спокой­ ного ремесленничества длилось более несколь­ ких часов. Всё меняется внезапно: ты остановился, увидел нечто совсем неожиданное, пока необъяс­ нимое - и темп и стиль работы совершенно меня­ ются. Ты начинаешь идти быстрее, линия марш­ рута усложняется петлями и зигзагами, компас не выходит из рук, записи в дневнике становятся ла­ коничнее, на страницах множатся моментальные зарисовки и схемы. Логика твоего движения со стороны непонятна, твои броски от обнажения к обнажению кажутся беспорядочными, но ты уже «идёшь по следу», и опыт помогает находить са­ мые нужные, критические точки пока ещё не раз­ гаданной геологической структуры. На фоне современных новшеств странно вы­ глядит маршрутная экипировка геолога: она такая же, как в прошлом веке - молоток с длинной руч­ кой, полевая сумка, в ней - непременный полевой дневник, небольшая линейка, два-три карандаша, перочинный нож или бритвенное лезвие, резин­ ка, обычно привязанная леской к дневнику. Сумка - через плечо, у левого бедра; молоток - в правой руке (на подъёмах им пользуются как тростью); в левой руке - самодельная планшетка из фанеры или толстого картона, внутри которой прикрепле­ ны сложенная вчетверо топографическая карта и аэрофотоснимок с приклеенной к нему сверху и промасленной для прозрачности калькой; в фут­ ляре на поясе или просто в кармане - геологи­ ческий компас (без него в маршруте ни шагу) и, наконец, фотоаппарат, обычно - за спиной, в рюк­ заке, вместе с фляжкой и завернутым в бумагу бу­ тербродом. Он немного утяжеляет снаряжение, но если вы оставили его в лагере, будьте уверены, что встретится невероятно интересный объект, куда вам придётся вернуться за нужным фотокадром. Не огорчайтесь примитивностью снаряжения: в сущности, это означает, что первая роль в марш­ руте остаётся за вашей переполненной знаниями и всегда открытой для новых впечатлений головой. Техника геологической съёмки проста, её можно растолковать за пару часов. Несколько со­ четающихся и дополняющих друг друга методов: метод прослеживания, когда упорно, шаг за ша­ гом двигаются вдоль то и дело ускользающей гео­ логической границы, тщательно нанося её на кар­ ту; метод пересечения, при котором маршруты ориентируются поперёк генеральному направле­ нию пластов и толщ; что позволяет быстро позна­ комиться с набором пород и во многих случаях сразу же определить последовательность их за­ легания; метод составления послойных разрезов - детализация предыдущего метода, создающая основу для построения сводной стратиграфиче­ ской колонки района; метод изучения ключевых обнажений и ключевых участков, при котором время, всегда ограниченное, щедро расходуется на скрупулезное исследование объектов, запечат­ левших кардинальные для понимания геологии района геометрические и возрастные соотноше­ ния между различными геологическими телами 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz