Тиетта. 2011, N 2 (16).

«О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИИ ЧУДНЫХ...» А.С. Пушкин «OH, SO MANY WONDERFUL DISCOVERIES.» A.S. Pushkin Cand.Sci. (Geol.-mineral.) O.F. Mets, an explorer o f mineralogy o f mica-bearing and ceramic pegmatites o f the Kola Peninsula, author o f 50 scientific papers, a former employee o f the Geological Institute KSC RAS, now pensioner, accounts on her unexpected coming across a sculptural portrait o fAcad. A.E. Fersman, thefounder o f the KhibinyMoun­ tain Station «Tietta», an outstanding explorer and a theorist ofpegmatites and theirformation, in one o fMoscow parks. Probably, it is a variant o f the monument designed by sculptor E.B. Preobrazhenskaya and erected inApatity. The author reports on her merging into the sculptor’s artistic message. Ферсман и я. Fersman andme. Казалось бы, о каких открытиях может гово­ рить человек, почти 20 лет пребывающий на пенсии? А в о т . В начале июня прошлого года мы с семьёй младшего сына и его друзьями решили посетить Меж­ дународный фестиваль шотландской народной музы­ ки в театре «Музеум» на берегу Москвы-реки. Место оказалось приметным. Со стороны парка через водное пространство золотыми главами-куполами распола­ гается величественный комплекс Христа-Спасителя, левее - огромными размерами, поражающими вооб­ ражение, возвышается Пётр I работы З. Церетели. За его спиной виднеются заброшенные старинные корпу­ са из красного кирпича известной в советское время кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Вдоволь налюбовавшись этими красотами, мы зашли в парк, в разных уголках которого раздавались танцевальные ритмыджиги, исполняемые нашотландских волынках. Шли репетиции перед началом концерта. Кроме интересной флоры, парк насыщен скуль­ птурами малой и средней форм, различных по сюжету - от сказочных персонажейдо известных людей искусства и науки. Неторопливо прохаживаясь по аллеям, я любо­ валась цветами, кустами, деревьямиискульптурами, а за­ одно - группой бравых музыкантов в клетчатых килтах и слушала нестройные мелодиимножества волынок. Вдруг слышу голос моего сына: «Мама, иди сюда, здесь наш Ферсман!» Мой сын имеет право так говорить. Он родился в Апатитах, был со мной на открытии памятника А.Е. Ферсману на улице его имени, сам жил на этой улице. Выхожу на поляну и вижу - действительно, это наш Ферсман, только не на высоком постаменте-кафедре, как в Апатитах, а на небольшом возвышении, чуже- родность которого сразу бросается в глаза. Гранитное подножие смотре­ лось бы здесь органичнее. Мощная, необычной формы голова из мелко­ зернистого тёмно-розового грани­ та притягивает неординарностью выразительных средств, непохоже­ стью на стоящие рядом памятники. Вероятно, это одиниз вариантов про­ екта, о котороммыне знали. Я помню, какой вздох разо­ чарования раздался при открытии памятника в Апатитах, когда с него было сброшено белое полотно. Скульптор Е.Б. Преображенская была обескуражена таким приёмом, нервная улыбка поч­ ти не сходила с её лица. Мы же, воспитанные на со­ циалистическом реализме, просто не готовы были при­ нять её авангардистскую работу. Впрочем, так бывает с настоящими произведениями искусства. По проше­ ствии многих лет я по-иному взглянула на скульптур­ ный портрет А.Е. Ферсмана, и этот вариант мне очень понравился. Сердце моё учащённо забилось, радость постижения и проникновения в суть задуманного ав­ тором переполняли меня. Хорошо, что он изображён не с молотком, компасом или за микроскопом - веч­ ными атрибутами геологов. Голова, превалирующая над всем, излучает потаённые мысли, в глазах читается глубокое проникновение в сущность бытия, а неясная, как у Будды, улыбка выражает вечность и бесконечное разнообразие жизни ... Так произошло моё понимание памятника ве­ ликому учёному. Чем не открытие? Естественно, моя неожиданная встреча с А.Е. Ферсманом сказалась и на восприятиишотландской музыки. О.Ф. Мец, к.г.-м.н., д. чл. РМО Фото А.Е. Мец 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz